Премия Рунета-2020
Тверь
+9°
Boom metrics
Экономика7 июля 2016 12:44

Грядёт большой передел рынка пассажирских перевозок Тверской области

И даже дата начала известна: пятница, 15 июля 2016 года.
В Тверской области для междугородних перевозок наступает эпоха возрождения.

В Тверской области для междугородних перевозок наступает эпоха возрождения.

Фото: Василий ХОДАРЕВ

«Назад 500, 500 вперёд...»

Так Владимир Высоцкий пел про таёжные трассы. Но и Тверская область славится дорогами, кои у нас самые протяжённые в ЦФО, целых 16 000 километров. Это путь от Калининграда до Владивостока и обратно до Омска. Во как!

В уже далёкие, но ещё памятные времена СССР автобусное сообщение, несмотря на электрички, небольшие катера и малую авиацию, было самым востребованным способом перемещения жителей тогда Калининской области из пункта «А» в пункт «Б». Основное число автовокзалов и станций, общим числом 23, находилось под крылом Калининского производственного объединения автовокзалов и автостанций. А автобусы предоставляли автотранспортные предприятия - ПАТП. Всё подчинялось единому графику. Худо-бедно система работала.

И даже когда пришла эпоха великих перемен, междугородние автобусы ещё долго оставались под крылом государства.

В середине 90-х годов всё стало рассыпаться, как песчаные фигурки на линии прибоя. Госструктуры были уже не способны на эффективную работу, а частники ещё недостаточно капитализировались, чтобы закрыть все потребности жителей Тверской области в пассажирских перевозках.

Ситуация разительно изменилась в 2000 году. Частный бизнес начал активно осваивать рынок междугородних перевозок. Государство не осталось в стороне, и в декабре 2006 года под крылом администрации Тверской области было создано акционерное общество «Тверьавтотранс». Его задачей была организация пассажирских перевозок между всеми районами Тверской области. В идеале - основная масса междугородних маршрутов должна была отойти к «Тверьавтотрансу», что, в общем-то, не исключает и других перевозчиков. Но не случилось.

Кассы заказных автобусов на улице, где пассажиры стоят и в жару, и в дождь, и в стужу

Кассы заказных автобусов на улице, где пассажиры стоят и в жару, и в дождь, и в стужу

Фото: Василий ХОДАРЕВ

«Необходимость ломает все законы»

Эта фраза принадлежит римскому философу Сенеке. Она точно описывает ситуацию с пассажирскими перевозками, которая начала активно развиваться лет шесть назад.

«Тверьавтотранс» не справился с поставленной задачей. Более того, проверка, которая инициирована и. о. губернатора Тверской области Игорем Руденей, выявила злоупотребления в акционерном обществе. Как следствие, в июне нынешнего года министерство имущественных и земельных отношений Тверской области сменило руководителя «Тверьавтотранса» ввиду выявленных нарушений, неэффективной работы, сокращения числа перевозимых людей ежегодно на 20 % в среднем и постоянной убыточности. Новый руководитель «Тверьавтотранса» Вячеслав Похлёбкин проработал много лет в Ространснадзоре, что, несомненно, позволит повысить безопасность и качество оказываемых услуг.

Подробнее к теме прошлой теневой жизни «Тверьавтотранса» мы вернёмся позже, в других публикациях. Сейчас же поговорим об организации пассажирских перевозок.

Итак, «Тверьавтотранс» не стал основным перевозчиком региона. Более того, сложилось впечатление, что предыдущие руководители не очень-то озадачивались этой проблемой. Занималась же компания странными сделками. Как иллюстрация: «Тверьавтотранс» приобретал в лизинг автобусы и передавал их в сублизинг другой организации. Деньги, естественно, за это не получая. Сейчас какие-то автобусы удалось вернуть, а что-то кануло в Лету.

Одновременно с этим на рынке междугородних перевозок стали появляться негосударственные компании, которые начали активно возить людей ко всем районным центрам области и обратно. Возить параллельно «Тверьавтотрансу» под вывеской заказных. Конечно, это всего лишь совпадение, но, когда у одних автобусы убывают, а у других появляются, тут стоит задуматься. Очень уж всё похоже на то, что прежнее руководство компании было весьма заинтересовано в смерти «Тверьавтотранса» в угоду, в том числе, и своим фирмам-перевозчикам.

Машины снуют одна за одной

Машины снуют одна за одной

Фото: Василий ХОДАРЕВ

«Эй, ямщик! Гони-ка к Яру!»

Так в известном романсе воспевается желание быстрее добраться до места. Пассажиры, по большому счёту, только выиграли от появления заказных перевозчиков. Автобусы ходят часто, ходят быстро. Правда, последнее - вопрос к ГИБДД. Потому что с разрешённой скоростью и соблюдением других правил дорожного движения иные расстояния просто невозможно проехать за час или два. Но проезжают.

А так билеты продают, паспорта спрашивают, до места довозят, рейсов много - что ещё пассажирам для счастья надо? Одна оказия: ездят только по популярным маршрутам. Об оставшихся должны голову ломать муниципалитеты или областная власть.

Пассажирам и невдомёк, да и ни к чему им это знать, что есть ещё одна загвоздка. В прошлом году вступил в силу Федеральный закон № 220 об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации.

Цель закона очевидна: навести порядок в пассажирских перевозках. Сейчас в Тверской области тех перевозчиков, что действуют в соответствии с 220-м законом, в пределах 30. Они ежемесячно перевозят порядка 90 тысяч пассажиров между районами Тверской области. На долю «Тверьавтотранса» приходится 17 % перевозок.

И есть, соответственно, заказные автобусы. Сколько их и какое количество пассажиров они перевозят, можно только предполагать. Пустыми их автобусы не ходят. Неофициальные источники позволяют заключить, что заказные автобусы перевозят также не менее 90 тысяч человек в месяц. То, что они влияют на пассажиропоток, очевидно.

Парадокс в том, что они тоже работают по закону. Грамотно пользуются то ли пробелами в законах, то ли точными знаниями законов, не важно, это вопросы к юристам, важно то, что по закону.

Пассажир, покупая билет, как бы заключает с перевозчиком договор фрахта на перевозку багажа и заказывает свою доставку из пункта «А» в пункт «Б». Конечно, есть здесь элемент лукавства. Очень уж заказная перевозка смахивает на регулярную, ведь пассажир не выбирает маршрут индивидуально, а едет по постоянному маршруту.

Так вот, в пятницу, 15 июля, в силу вступает заключительная часть ФЗ 220. В Кодекс об административных правонарушениях добавляется статья 11.33. Называется она «Нарушение порядка использования автобуса, трамвая или троллейбуса». В статье прописаны как нарушения, так и наказания. Штрафы, надо сказать, немалые. На юрлица, например, до 300 тысяч рублей могут нарисовать.

Поскольку у заказных перевозчиков отсутствуют карты маршрутов, ныне обязательные при регулярных перевозках, их вполне могут подвергнуть репрессиям. А могут и не подвергнуть. Это как закон повернуть.

На автовокзале всё степенней и основательней

На автовокзале всё степенней и основательней

Фото: Василий ХОДАРЕВ

«Мы выбираем, нас выбирают»

В любом случае главным в этом непростом транспортном вопросе является пассажир. В интернете сейчас популярны различные тесты. Вот и мы попробуем предложить нечто подобное, чтобы понять, какого перевозчика нам выбрать, коль случится оказия куда-то поехать. Итак, заказные или «Тверьавтотранс» и 30 его партнёров, далее будем называть их регулярными перевозчиками.

Цена: у заказных перевозчиков она чуть ниже, приблизительно на 5 %.

Расписание: и заказные и регулярные его соблюдают.

Безопасность: здесь у регулярных перевозчиков сплошные плюсы. Помимо обеспечения безопасности пассажиров на вокзалах и антитеррористической защиты - досмотр, перронный контроль, охрана - есть группы немедленно реагирования. Они выезжают в случае ЧП на маршрутах, случись такое. А ещё в салонах автобусов работают видеорегистраторы. Это тоже серьёзный аргумент с точки зрения безопасности.

Пред- и послерейсовый технический осмотры: что с этим у заказных, неизвестно, у регулярных же перевозчиков всё в наличии. Соответственно и уверенность выше, что доберётесь до места без приключений.

Медосмотры водителей перед выездом: регулярные перевозчики проходят осмотр в обязательном порядке до и после рейса. Кроме этого, все автобусы оборудованы тахографами, которые фиксируют время нахождения водителя за рулём, а это гарантия того, что автобусом управляет непереутомлённый человек.

Комфорт: здесь регулярные перевозчики опять же в лидерах. И автобусы просторнее, и багажные отделения есть. У заказных, в основном, автобусы малой вместимости и багаж в салоне. Плюс, у них есть тёплые и сухие помещения вокзалов.

Скорость: да, заказные сокращают ваше время в пути. Но оправдывают ли выигранные 30 минут или даже час тот риск, которому подвергаются пассажиры, решать вам.

Кстати, сейчас, когда в «Тверьавтотрансе» сменилось руководство, появились планы по улучшению качества обслуживания пассажиров. Начинается внедрение удобного сервиса информирования людей. Нет, не на вокзалах и станциях, там и так всё доступно. На остановках! В скором времени появится круглосуточный бесплатный телефон, набрав номер которого, можно узнать, в какое время конкретно на той остановке, с которой вы звоните, появится автобус и какова стоимость билета. Ожидается и появление различных электронных опций для пассажиров, ведь на дворе 21-й век как-никак.

Бороться или не бороться

Это уже не праздный вопрос. Понятно, что без наведения порядка в пассажирских перевозках не обойтись. На то и закон принимали. Если же сейчас всех заказных перевозчиков пустить, образно говоря, под нож, не останемся ли мы, как это было с отменой электричек, без средств передвижения?

Судя по всему, сами «заказники», убеждённые в своей правоте, не очень-то и горят желанием получать карты маршрута и работать по 220-му ФЗ. Они прекрасно понимают: чтобы доказать, что их перевозки не заказные, а регулярные, надо потрудиться. На маршрут должны выйти сотрудники Управления государственного автомобильно-дорожного надзора, полиции, минтранса и ещё кто-то, приличная компания, короче. И не просто выйти - зафиксировать, а затем и доказать в суде их вину. В общем, дело непростое.

Ясно одно: без наведения порядка в пассажирских перевозках Тверской области привлекательной ни для кого - хоть для туристов, хоть для инвесторов, да и для местных жителей - не стать. Следовательно, вопрос перевозок из тактического превращается в стратегический, государственный, значит.

Кстати, когда статья готовилась к печати, на последнем очередном заседании Законодательного собрания Тверской области пятого созыва депутаты внесли изменения в статью 50.3 закона Тверской области «Об административных правонарушениях». Это позволит более тонко регулировать пассажирские перевозки в Тверской области.

КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА

И. о. министра имущественных и земельных отношений Евгений ЗЕЛЕНСКИЙ:

- На сегодняшний день по поручению главы региона Игоря Рудени для всех перевозчиков, которые обслуживаются вокзалами и автостанциями «Тверьавтотранса», создается колл-центр, который будет информировать пассажиров о расписании и местонахождении автобусов в реальном времени. Через колл-центр можно будет делать предварительное бронирование мест в автобусе. Начата работа над вебсайтом «Тверьавтотранса» с расписанием, видами автобусов, схемой движения автобусов на карте Яндекса.

Кроме этого, на каждой остановке будет размещен информационный щит с номером колл-центра и кнопкой вызова автобуса на остановках по требованию. Ещё будет произведена маркировка легальных перевозчиков специальными наклейками с номером телефона и логотипом перевозчика, чтобы пассажир мог отличить легальный маршрут от нелегального.

Указанные меры будут реализованы до 10 августа 2016 года.