2016-07-07T15:44:51+03:00

Грядёт большой передел рынка пассажирских перевозок Тверской области

И даже дата начала известна: пятница, 15 июля 2016 года.
Поделиться:
Комментарии: comments2
В Тверской области для междугородних перевозок наступает эпоха возрождения.В Тверской области для междугородних перевозок наступает эпоха возрождения.Фото: Василий ХОДАРЕВ
Изменить размер текста:

«Назад 500, 500 вперёд...»

Так Владимир Высоцкий пел про таёжные трассы. Но и Тверская область славится дорогами, кои у нас самые протяжённые в ЦФО, целых 16 000 километров. Это путь от Калининграда до Владивостока и обратно до Омска. Во как!

В уже далёкие, но ещё памятные времена СССР автобусное сообщение, несмотря на электрички, небольшие катера и малую авиацию, было самым востребованным способом перемещения жителей тогда Калининской области из пункта «А» в пункт «Б». Основное число автовокзалов и станций, общим числом 23, находилось под крылом Калининского производственного объединения автовокзалов и автостанций. А автобусы предоставляли автотранспортные предприятия - ПАТП. Всё подчинялось единому графику. Худо-бедно система работала.

И даже когда пришла эпоха великих перемен, междугородние автобусы ещё долго оставались под крылом государства.

В середине 90-х годов всё стало рассыпаться, как песчаные фигурки на линии прибоя. Госструктуры были уже не способны на эффективную работу, а частники ещё недостаточно капитализировались, чтобы закрыть все потребности жителей Тверской области в пассажирских перевозках.

Ситуация разительно изменилась в 2000 году. Частный бизнес начал активно осваивать рынок междугородних перевозок. Государство не осталось в стороне, и в декабре 2006 года под крылом администрации Тверской области было создано акционерное общество «Тверьавтотранс». Его задачей была организация пассажирских перевозок между всеми районами Тверской области. В идеале - основная масса междугородних маршрутов должна была отойти к «Тверьавтотрансу», что, в общем-то, не исключает и других перевозчиков. Но не случилось.

Кассы заказных автобусов на улице, где пассажиры стоят и в жару, и в дождь, и в стужу Фото: Василий ХОДАРЕВ

Кассы заказных автобусов на улице, где пассажиры стоят и в жару, и в дождь, и в стужуФото: Василий ХОДАРЕВ

«Необходимость ломает все законы»

Эта фраза принадлежит римскому философу Сенеке. Она точно описывает ситуацию с пассажирскими перевозками, которая начала активно развиваться лет шесть назад.

«Тверьавтотранс» не справился с поставленной задачей. Более того, проверка, которая инициирована и. о. губернатора Тверской области Игорем Руденей, выявила злоупотребления в акционерном обществе. Как следствие, в июне нынешнего года министерство имущественных и земельных отношений Тверской области сменило руководителя «Тверьавтотранса» ввиду выявленных нарушений, неэффективной работы, сокращения числа перевозимых людей ежегодно на 20 % в среднем и постоянной убыточности. Новый руководитель «Тверьавтотранса» Вячеслав Похлёбкин проработал много лет в Ространснадзоре, что, несомненно, позволит повысить безопасность и качество оказываемых услуг.

Подробнее к теме прошлой теневой жизни «Тверьавтотранса» мы вернёмся позже, в других публикациях. Сейчас же поговорим об организации пассажирских перевозок.

Итак, «Тверьавтотранс» не стал основным перевозчиком региона. Более того, сложилось впечатление, что предыдущие руководители не очень-то озадачивались этой проблемой. Занималась же компания странными сделками. Как иллюстрация: «Тверьавтотранс» приобретал в лизинг автобусы и передавал их в сублизинг другой организации. Деньги, естественно, за это не получая. Сейчас какие-то автобусы удалось вернуть, а что-то кануло в Лету.

Одновременно с этим на рынке междугородних перевозок стали появляться негосударственные компании, которые начали активно возить людей ко всем районным центрам области и обратно. Возить параллельно «Тверьавтотрансу» под вывеской заказных. Конечно, это всего лишь совпадение, но, когда у одних автобусы убывают, а у других появляются, тут стоит задуматься. Очень уж всё похоже на то, что прежнее руководство компании было весьма заинтересовано в смерти «Тверьавтотранса» в угоду, в том числе, и своим фирмам-перевозчикам.

Машины снуют одна за одной Фото: Василий ХОДАРЕВ

Машины снуют одна за однойФото: Василий ХОДАРЕВ

«Эй, ямщик! Гони-ка к Яру!»

Так в известном романсе воспевается желание быстрее добраться до места. Пассажиры, по большому счёту, только выиграли от появления заказных перевозчиков. Автобусы ходят часто, ходят быстро. Правда, последнее - вопрос к ГИБДД. Потому что с разрешённой скоростью и соблюдением других правил дорожного движения иные расстояния просто невозможно проехать за час или два. Но проезжают.

А так билеты продают, паспорта спрашивают, до места довозят, рейсов много - что ещё пассажирам для счастья надо? Одна оказия: ездят только по популярным маршрутам. Об оставшихся должны голову ломать муниципалитеты или областная власть.

Пассажирам и невдомёк, да и ни к чему им это знать, что есть ещё одна загвоздка. В прошлом году вступил в силу Федеральный закон № 220 об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации.

Цель закона очевидна: навести порядок в пассажирских перевозках. Сейчас в Тверской области тех перевозчиков, что действуют в соответствии с 220-м законом, в пределах 30. Они ежемесячно перевозят порядка 90 тысяч пассажиров между районами Тверской области. На долю «Тверьавтотранса» приходится 17 % перевозок.

И есть, соответственно, заказные автобусы. Сколько их и какое количество пассажиров они перевозят, можно только предполагать. Пустыми их автобусы не ходят. Неофициальные источники позволяют заключить, что заказные автобусы перевозят также не менее 90 тысяч человек в месяц. То, что они влияют на пассажиропоток, очевидно.

Парадокс в том, что они тоже работают по закону. Грамотно пользуются то ли пробелами в законах, то ли точными знаниями законов, не важно, это вопросы к юристам, важно то, что по закону.

Пассажир, покупая билет, как бы заключает с перевозчиком договор фрахта на перевозку багажа и заказывает свою доставку из пункта «А» в пункт «Б». Конечно, есть здесь элемент лукавства. Очень уж заказная перевозка смахивает на регулярную, ведь пассажир не выбирает маршрут индивидуально, а едет по постоянному маршруту.

Так вот, в пятницу, 15 июля, в силу вступает заключительная часть ФЗ 220. В Кодекс об административных правонарушениях добавляется статья 11.33. Называется она «Нарушение порядка использования автобуса, трамвая или троллейбуса». В статье прописаны как нарушения, так и наказания. Штрафы, надо сказать, немалые. На юрлица, например, до 300 тысяч рублей могут нарисовать.

Поскольку у заказных перевозчиков отсутствуют карты маршрутов, ныне обязательные при регулярных перевозках, их вполне могут подвергнуть репрессиям. А могут и не подвергнуть. Это как закон повернуть.

На автовокзале всё степенней и основательней Фото: Василий ХОДАРЕВ

На автовокзале всё степенней и основательнейФото: Василий ХОДАРЕВ

«Мы выбираем, нас выбирают»

В любом случае главным в этом непростом транспортном вопросе является пассажир. В интернете сейчас популярны различные тесты. Вот и мы попробуем предложить нечто подобное, чтобы понять, какого перевозчика нам выбрать, коль случится оказия куда-то поехать. Итак, заказные или «Тверьавтотранс» и 30 его партнёров, далее будем называть их регулярными перевозчиками.

Цена: у заказных перевозчиков она чуть ниже, приблизительно на 5 %.

Расписание: и заказные и регулярные его соблюдают.

Безопасность: здесь у регулярных перевозчиков сплошные плюсы. Помимо обеспечения безопасности пассажиров на вокзалах и антитеррористической защиты - досмотр, перронный контроль, охрана - есть группы немедленно реагирования. Они выезжают в случае ЧП на маршрутах, случись такое. А ещё в салонах автобусов работают видеорегистраторы. Это тоже серьёзный аргумент с точки зрения безопасности.

Пред- и послерейсовый технический осмотры: что с этим у заказных, неизвестно, у регулярных же перевозчиков всё в наличии. Соответственно и уверенность выше, что доберётесь до места без приключений.

Медосмотры водителей перед выездом: регулярные перевозчики проходят осмотр в обязательном порядке до и после рейса. Кроме этого, все автобусы оборудованы тахографами, которые фиксируют время нахождения водителя за рулём, а это гарантия того, что автобусом управляет непереутомлённый человек.

Комфорт: здесь регулярные перевозчики опять же в лидерах. И автобусы просторнее, и багажные отделения есть. У заказных, в основном, автобусы малой вместимости и багаж в салоне. Плюс, у них есть тёплые и сухие помещения вокзалов.

Скорость: да, заказные сокращают ваше время в пути. Но оправдывают ли выигранные 30 минут или даже час тот риск, которому подвергаются пассажиры, решать вам.

Кстати, сейчас, когда в «Тверьавтотрансе» сменилось руководство, появились планы по улучшению качества обслуживания пассажиров. Начинается внедрение удобного сервиса информирования людей. Нет, не на вокзалах и станциях, там и так всё доступно. На остановках! В скором времени появится круглосуточный бесплатный телефон, набрав номер которого, можно узнать, в какое время конкретно на той остановке, с которой вы звоните, появится автобус и какова стоимость билета. Ожидается и появление различных электронных опций для пассажиров, ведь на дворе 21-й век как-никак.

Бороться или не бороться

Это уже не праздный вопрос. Понятно, что без наведения порядка в пассажирских перевозках не обойтись. На то и закон принимали. Если же сейчас всех заказных перевозчиков пустить, образно говоря, под нож, не останемся ли мы, как это было с отменой электричек, без средств передвижения?

Судя по всему, сами «заказники», убеждённые в своей правоте, не очень-то и горят желанием получать карты маршрута и работать по 220-му ФЗ. Они прекрасно понимают: чтобы доказать, что их перевозки не заказные, а регулярные, надо потрудиться. На маршрут должны выйти сотрудники Управления государственного автомобильно-дорожного надзора, полиции, минтранса и ещё кто-то, приличная компания, короче. И не просто выйти - зафиксировать, а затем и доказать в суде их вину. В общем, дело непростое.

Ясно одно: без наведения порядка в пассажирских перевозках Тверской области привлекательной ни для кого - хоть для туристов, хоть для инвесторов, да и для местных жителей - не стать. Следовательно, вопрос перевозок из тактического превращается в стратегический, государственный, значит.

Кстати, когда статья готовилась к печати, на последнем очередном заседании Законодательного собрания Тверской области пятого созыва депутаты внесли изменения в статью 50.3 закона Тверской области «Об административных правонарушениях». Это позволит более тонко регулировать пассажирские перевозки в Тверской области.

КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА

И. о. министра имущественных и земельных отношений Евгений ЗЕЛЕНСКИЙ:

- На сегодняшний день по поручению главы региона Игоря Рудени для всех перевозчиков, которые обслуживаются вокзалами и автостанциями «Тверьавтотранса», создается колл-центр, который будет информировать пассажиров о расписании и местонахождении автобусов в реальном времени. Через колл-центр можно будет делать предварительное бронирование мест в автобусе. Начата работа над вебсайтом «Тверьавтотранса» с расписанием, видами автобусов, схемой движения автобусов на карте Яндекса.

Кроме этого, на каждой остановке будет размещен информационный щит с номером колл-центра и кнопкой вызова автобуса на остановках по требованию. Ещё будет произведена маркировка легальных перевозчиков специальными наклейками с номером телефона и логотипом перевозчика, чтобы пассажир мог отличить легальный маршрут от нелегального.

Указанные меры будут реализованы до 10 августа 2016 года.

ИСТОЧНИК KP.RU

Понравился материал?

Подпишитесь на еженедельную рассылку, чтобы не пропустить интересные материалы:

Нажимая кнопку «подписаться», вы даете свое согласие на обработку, хранение и распространение персональных данных

 
Читайте также