Премия Рунета-2020
Крым
+11°
Boom metrics
Общество30 сентября 2016 10:23

Российский летчик, мечтающий увековечить память о первых авиаторах: Я не за царя, я за справедливость!

«Комсомолка» узнала, почему крымчанину Василию Ятленко не удается поставить гранитную плиту инициатору создания воздушной мощи России великому князю Александру Романову
Бывший летчик в одиночку ухаживает за забытыми могилами первых российских авиаторов

Бывший летчик в одиночку ухаживает за забытыми могилами первых российских авиаторов

Фото: Рустам КОРСОВЕЦКИЙ

«КОМУ НУЖНЫ БЕЛОГВАРДЕЙСКИЕ КОСТИ?»

Многокилограммовая гранитная плита на заднем сиденье легкового «Ниссана» с изображением царственной особы Александра Михайловича сразу привлекает внимание.

- Вот, - разводит руками 68-летний житель Качи Василий Ятленко, демонстрируя внушительных размеров черную доску, - хотел к 150-летию великого князя (13 апреля 2016 года. - Авт.) на стене первого дома этого поселка установить, и не дали. Люди собрали больше 60-ти тысяч рублей, в лучшей мастерской Севастополя ее изготовили, а председатель Совета ветеранов Качинской авиабазы заявил: «Ставить надо либо всем, либо никому. У нас вон тут сколько народа полегло!»

А ведь поселок, да и сам великий князь, к созданию военно-морской авиации России имеет самое непосредственное отношение. Но в Каче нет ни одного упоминания о той славной эпохе! Ни памятника, ни улицы. Будто бы авиаторов из императорской Качинской офицерской школы военных летчиков (КОШВЛ) тут вообще никогда не было.

Именно Александр Романов стал отцом-основателем первой в России императорской Качинской офицерской школы военных летчиков

Именно Александр Романов стал отцом-основателем первой в России императорской Качинской офицерской школы военных летчиков

Фото: Рустам КОРСОВЕЦКИЙ

Между тем именно здесь Александр Романов самолично 21 ноября 1912 года заложил первый камень в здание будущей колыбели русской авиации - царской КОШВЛ.

Выбор не случаен. Ровная степь, бескрайнее море и хорошая видимость при практически круглогодичных идеальных погодных условиях. Но каждый полет в то время был, по сути, экспериментальным. Пилоты осваивали технику, приобретая навыки, что называется, с колес.

ЗАБЫТОЕ КЛАДБИЩЕ ПЕРВЫХ АВИАТОРОВ

Мы не спеша идем по степи. - Сам я попал на полуостров случайно, - рассказывает бывший гражданский летчик, отлетавший не один десяток лет в условиях Крайнего Севера на Ан-2 и Ми-8. - В сентябре 2014 года сопровождал колонну служебных «уазиков», выделенных МВД России для Крыма. А уже в октябре вернулся отдохнуть. И как-то, катаясь на велосипеде возле маяка Маргопуловского мыса (севернее Качи 1 км. - Авт.), смотрю - прямо в ковыльной степи лежит могильная плита, вполне современного вида, мраморная… и шесть фамилий на ней. Причем первая - еще за 1914-й год. Ни креста рядом, ни оградки.

Старожилы пояснили - это могилы первых авиаторов России.

Василий Ятленко борется как с сорняками, так и с бюрократическими хитросплетениями. С сорняками, конечно, проще.

Василий Ятленко борется как с сорняками, так и с бюрократическими хитросплетениями. С сорняками, конечно, проще.

Фото: Рустам КОРСОВЕЦКИЙ

- Когда ковыль повыкосил, более трехсот могил насчитал, - признается пенсионер-энтузиаст. - Ибо разбивались они здесь едва ли не каждый день. Хоронить же их приходилось практически рядом со стоянками самолетов. Такое вот, как говорят местные, кладбище летчиков.

Если приглядеться, можно увидеть сохранившиеся холмики. Каменистый грунт не дал им глубоко просесть. Ряды могил уходят на восток от проселочной дороги и упираются в колючую проволоку авиабазы.

- Примерно три-четыре ряда, то есть около сотни могил, в 1965-м их запахали, - продолжает Василий Гаврилович. - Когда строили, специально, я думаю, на «белогвардейские кости» наехали.

Оценив обстановку, бывший летчик самостоятельно начал ставить памятные кресты. Теперь их три. На освящение первого пригласил настоятеля Морского собора из Кронштадта архимандрита Алексия.

ВЕРНУТЬ ИСТОРИЧЕСКУЮ СПРАВЕДЛИВОСТЬ

Перелопатив массу документов в питерских архивах, Ятленко пришел к выводу: морская авиации России зародилась в Каче, в Крыму, 19 апреля 1911 года! Тогда приказом морского министра Ивана Константиновича Григоровича были образованы две авиагруппы (по три гидросамолета каждая) для «оперативной связи между кораблями ЧФ и защитой его кораблей от подводных лодок противника».

- И первую поставленную задачу они блестяще выполнили, - поясняет свои выводы Василий Гаврилович. - Совершая первый в мире противолодочный облет, Виктор Дыбовский обнаружил подлодку, сфотографировал ее. Почему же этот день не вернуть как праздничную дату военно-морским летчикам? Почему День печати отмечают по дате выхода газеты «Ведомости», основанной еще Петром I (1703 год. - Авт.)? День прокуратуры - 12 января, опираясь на указ того же Петра 1722 года. Да и Черноморскому флоту тоже ведь вернули его праздничное 13 мая, основываясь на указе Екатерины II от 1783 года?!

Да, по идеологическим соображениям в советское время ни о каком восстановлении «белогвардейских» традиций и - особенно - царской идеологии и речи быть не могло! А потому большевики завели свой календарь, взяв за точку отсчета образование Тренировочной школы для авиации Южного фронта РККА, опираясь на приказ № 1 ее нового начальника «красновоенлета» Доброва! А годом позже и вовсе перевели в Качу летную школу № 1 из Зарайска.

ЗАШЛА КОСА НА КАМЕНЬ

Добиваясь справедливости, неугомонный Василий Ятленко с завидным рвением ухаживает и за могилами погибших в Великую Отечественную - уже советских воинов.

- Вот смотрите. - Мы сквозь виноградник по бурьяну продираемся к небольшому холмику у въезда в поселок. Сиротливо стоят две красные пирамидки со скромными табличками. Рядом - выцветший венок. - Здесь покоятся останки расчета зенитчиков, прикрывавших аэродром, - продолжает Василий Гаврилович. - А ведь фамилии этих ребят занесены в Книгу памяти защитников Севастополя.

Василий Ятленко ухаживает и за могилами погибших в Великую Отечественную советских воинов.

Василий Ятленко ухаживает и за могилами погибших в Великую Отечественную советских воинов.

Фото: Рустам КОРСОВЕЦКИЙ

Ятленко идет к своей машине и возвращается с косой в руках. Скинув рубаху, уверенно рассекает острым как бритва лезвием бурьян. - Тут с сорняком бороться проще, - смеется он. - Это не бюрократические хитросплетения законодательных актов и правового регулирования.

ОФИЦИАЛЬНО

Мы не против такого мероприятия и нисколько не препятствуем, - пояснил «Комсомольской правде» - Крым» замглавы администрации Качи Роман Тишко. - Просто управление культуры, департамент архитектуры должны дать добро. Взять и просто так разместить мемориальную доску на любом доме нельзя, есть порядок, установленный законом. Перечень согласовательных документов мы Ятленко передали.