2017-10-17T13:18:54+03:00

Хозяева элитных коттеджей, попавших под снос из-за «Тавриды»: Не спим по ночам и пьем успокоительное

Люди потеряли покой. Они боятся, что в любой момент могут остаться без жилья из-за строительства федеральной трассы
Сносить собираются не старые дома, а элитные, стоимостью в десятки миллионов.Сносить собираются не старые дома, а элитные, стоимостью в десятки миллионов.Фото: Анастасия КУРДЮКОВА
Изменить размер текста:

ДОМ ЦЕНОЙ В 70 МИЛЛИОНОВ

Когда речь идет о сносе жилья из-за строительства грандиозных объектов, перед глазами проносятся старые аварийные дома с протекающими крышами, хозяева которых только и мечтают о том, чтобы переехать в новенькие квартиры.

Но когда дело коснулось строительства скоростной федеральной трассы «Таврида», которая соединит Керченский мост, Симферополь и Севастополь, оказалось, что снести собираются несколько десятков элитных коттеджей в селе Совхозном Симферопольского района.

Вопрос необходимости прокладки новой дороги (см. рубрику «Справка «КП»), которая станет одной из самых современных скоростных трасс Юга России, даже не обсуждается. «Таврида» разгрузит задыхающийся от пробок полуостров, особенно когда откроют Керченский мост и в республику хлынут потоки транспорта с материка, а это, по предварительным подсчетам, около 40 тысяч машин в день!

Хозяева домов, попадающих под снос, говорят, что все понимают, но не хотят, чтобы главная транспортная артерия Крым строилась таким болезненным для них путем.

Стоимость своего жилища люди оценивают в десятки миллионов рублей.

Некоторые говорят, что цена стартует от 70 миллионов! Конечно, кто-то скажет, что жители села могут специально называть такие огромные суммы, чтобы «навариться» и купить после сноса два или три дома вместо одного. Так сказать, хотят компенсировать себе моральный ущерб.

Но, по словам экспертов, обмануть государство не удастся. Будет проведена независимая экспертиза, которая озвучит реальную стоимость домов (см. рубрику «Как проводится оценка»).

Узнав о сносе домов, некоторые жители приостановли стройку. Фото: Анастасия КУРДЮКОВА

Узнав о сносе домов, некоторые жители приостановли стройку.Фото: Анастасия КУРДЮКОВА

ТРИ МЕСЯЦА НАЗАД ОТМЕТИЛИ НОВОСЕЛЬЕ

- Вы не представляете мое состояние, когда я узнала, что дом, который мы с мужем строили семь лет и в который переехали всего три месяца назад, может быть разрушен! - волнуясь, рассказала "Комсомольской правде - Крым" местная жительница Наталья. - Сколько сил мы в него вложили, во многом себя ущемляли, чтобы сначала участок купить, дом построить, обставить его по нашему вкусу. Долгое время жили с мужем, маленьким ребенком, бабушкой и братом в трехкомнатной квартире. И вот только, казалось бы, мечта сбылась, отметили новоселье, как услышали, что через поселок проложат автобан, а дома начнут сносить. Месяц уже спать не могу, охапками пью успокоительное.

Власти говорят, что компенсируют людям затраты, но каким образам будет подсчитываться сумма ущерба, пока непонятно.

- Подсчитать убытки, которые мы понесем, нереально, - говорит Наталья. - Участок еще при Украине купили за 2,5 миллиона рублей (40 тысяч долларов). По оценке БТИ, которая проводилась в 2014 году и которая имеется у меня на руках, наше жилье оценили в 32 миллиона рублей (500 тысяч долларов). Еще 6,4 миллиона (100 тысяч долларов) мы потратили на внутреннюю отделку. Дорого, не спорю. Но дом строился не на продажу, а для себя.

Чиновники обещают компенсировать жителям села Совхозное причиненный ущерб, но люди все равно переживают. Фото: Анастасия КУРДЮКОВА

Чиновники обещают компенсировать жителям села Совхозное причиненный ущерб, но люди все равно переживают.Фото: Анастасия КУРДЮКОВА

ПОСТАВИЛИ ПЕРЕД ФАКТОМ

Кроме строительства коттеджей, люди вложили немалые деньги, чтобы подвести свет, газ, воду, канализацию, каждый из пунктов в прошлом году обошелся жителям села от 128 до 200 тысяч рублей. Даже асфальт на улицах за свой счет укладывали. Кто и как это будет учитывать? Или все коммуникации к будущим домам, куда переселят людей, чиновники проведут бесплатно?

- Пока нас только кормят обещаниями, никаких гарантий и документов нам не предоставили, - говорит хозяин другого дома, Роман. - Якобы выплатят все по рыночной стоимости. Но, опять же, это только слова. Оценщики приходили, сделали фотографии и на этом все. Никаких возможных сумм компенсаций не называли. С нами вообще никто предстоящий снос домов не обсуждал. В середине ноября пригласили в сельсовет и поставили перед фактом, что все решено, примите это как неизбежность.

Люди в недоумении, предоставят ли им новые, равнозначные по цене и месту расположения земельные участки или их придется искать самим? Хватит ли денег для строительства новых домов, цены ведь с каждым годом растут как на дрожжах. А если кто-то не захочет снова тратить пять-десять лет на возведение дома своей мечты, предоставят ли равноценный по стоимости и уровню комфорта коттедж в другом селе, в черте города или просто переведут деньги по средней стоимости за пропавший дом - и сами разбирайтесь, что купить за них сможете…

Оценщики начали фотографировать дома, но сумму компенсации не озвучивали. Фото: Анастасия КУРДЮКОВА

Оценщики начали фотографировать дома, но сумму компенсации не озвучивали.Фото: Анастасия КУРДЮКОВА

ЧЕРЕЗ ДВА ГОДА ДОМА САМИ РАЗРУШАТСЯ

Не лучше ситуация и у тех владельцев недвижимости, которые оказались в так называемой зеленой зоне строительства.

- Проект окончательно еще не утвержден, но моя семья месяц уже находится в подвешенном стоянии, - говорит многодетная мамочка Людмила. - Пока что, по предварительной информации, трассу будут прокладывать прямо возле моего дома, но если проект будет корректироваться, то его могут и снести. Ко мне никто не приходил и ничего не объяснял, я вся на нервах. У меня четверо детей, самой маленькой дочке 2 годика. Вы можете себе представить, что может случиться, если прямо под окнами твоего дома будет вестись стройка скоростной трассы? И как потом возле нее жить? Насколько же ухудшится экологическая обстановка?

Люди переживают, как дети будут ходить в школу и возвращаться домой во время опасной стройки, да и потом, когда откроется движение по новой дороге. Не хочется даже думать, сколько аварий и несчастных случаев может произойти.

Окончательный проект трассы еще не утвержден. Предполагается, что результаты госэкспертизы станут известны в феврале 2017 года, тогда люди будут иметь преставление о том, на каком конкретно участке дороги будут построены переходы.

Еще одна проблема в том, что, по словам людей, судя по предварительному проекту, трасса будет проходить очень близко к некоторым домам.

- Такие трассы должны проходить минимум в 40 метрах, а в идеале - в 100 метрах от ближайших домов, - говорит местный житель Юрий. - Но никак не в двадцати, как в моем случае. - Есть нормативы строительные, звукошумовые, медицинские, и они должны соблюдаться. Если трассу проложат настолько близко, то наш дом через 2 -3 года из-за такой сумасшедшей нагрузки и вовсе может разрушиться. Мы, когда асфальт укладывали, небольшой каток рядом проходил, так дом ходуном ходил. А что будет, когда тысячи фур и машин в сутки будут проноситься? Кто нам компенсирует убытки, если что-то произойдет?

Жители Совхозного говорят, что карту с проектом строительства трассы, которую им показали, сделали в 2014 году с космоса. За это время в селе построили с десяток новых домов, некоторые тоже попадают под снос. Или не попадают, если их нет на карте?.. (см. рубрику «Комментарий эксперта»).

Трасса будет проходить буквально в 20 метрах от некоторых домов. Хозяева переживают, что коттеджи могут разрушиться. Фото: Анастасия КУРДЮКОВА

Трасса будет проходить буквально в 20 метрах от некоторых домов. Хозяева переживают, что коттеджи могут разрушиться.Фото: Анастасия КУРДЮКОВА

ЧТО ПРЕДЛАГАЮТ ЛЮДИ

Изначально властями рассматривались пять вариантов прохождения трасы. Чиновники остановились на втором, так как, по их мнению, он менее затратный.

Первый вариант отбраковали, так как в этом случае нужно снести на 30% больше домов, чем по второму проекту.

По второму варианту трасса будет проходить по южной окраине села Совхозное, количество изымаемых земельных участков и сноса жилых зданий минимально.

- Створ прохождения трассы выбран с учетом кратчайшей траектории при пересечении района жилой застройки, перпендикулярно нескольким улицам села, - говорится в проекте. - Трасса пересекает жилую застройку на протяжении 300 метров. Данный вариант является оптимальным по объемам сноса зданий, при увеличении длины трассы на 140 метров.

При этом жители села Совхозного просят властей обратить внимание на третий, четвертый и пятый проекты строительства трассы. Люди уверены, что любой из этих трех вариантов будет стоить дешевле, чем компенсировать всем затраты за снесенные дома и покрыть судебные издержки, которые последуют, если людям предложат меньшие суммы, чем те, на которые они могут согласиться.

В варианте № 3 под снос попадут старые, обветшалые частные дома 40-70-х годов постройки, которые находятся возле очистных сооружений. И их жители как раз согласны на переезд.

- Мой дом 1976 года постройки, я не против, если его снесут и мне предоставят другой вариант, - говорит хозяйка Ирина. - Жилье старенькое уже, да и запах, который идет от очистных, просто невыносимый. Но нам никто ничего не предлагал.

Не против переезда в новые квартиры и жители других старых домов.

- Летом мы вывешиваем влажные простыни на дверях, но буквально через 15 минут они уже все облеплены мухами и пылью, рядом ведь очистные сооружения находятся, - говорит Татьяна. - Мы и рады перебраться в другое место, но нет возможности. Думали, может, когда трассу будут стоить, нас переселят.

Жители старых домов не против обзавестись новеньким жильем, но под программу переселения они не попадают. Фото: Анастасия КУРДЮКОВА

Жители старых домов не против обзавестись новеньким жильем, но под программу переселения они не попадают.Фото: Анастасия КУРДЮКОВА

- Четвертый вариант тоже неплохой, предусматривает реконструкцию объездной дороги с расширением до восьми полос, - считает местная жительница Наталья. - Водителям какое-то время придется ездить в объезд, например через железнодорожный вокзал, но ничего, потерпим.

Но больше всего людям нравится пятый проект. «Таврида» в таком случае будет проходить по готовой Московской трассе, а потом уходить за поселок Гвардейское и далее тянуться по полям. Гектар поля выкупают за 50 тысяч рублей. И никакого снова домов.

- Пятый вариант выгоден и для развития Симферополя, - считают жители села Совхозное. - Во-первых, не нужно строить две огромные развязки возле аэропорта. Эти деньги можно правильно перераспределить при прохождении трассы через Гвардейское, еще и сэкономить. Ведь от Гвардейского трасса уходит на Джанкой, жителям и гостям Крыма будет удобно добраться от нового, строящегося терминала аэропорта до Евпатории и Сак. Тем более что планируется соединить Керчь и Джанкой новой трассой. Если это сейчас не учесть, то через 4-5 лет, все равно трассу вынесут за Гвардейское, но при этом пострадают крымчане. Во-вторых, на земельных участках возле аэропорта, которые собираются отдать под строительство трассы, можно выстроить большой микрорайон жилых домов так необходимых молодым семьям, тем более школа уже есть рядом. Направление в сторону Гвардейского самое перспективное для строительства жилья для города.

Карты проектов смотрите здесь.

Люди вложили в свои дома душу, а теперь в любой момент их жизнь может перевернуться с ног на голову. Фото: Анастасия КУРДЮКОВА

Люди вложили в свои дома душу, а теперь в любой момент их жизнь может перевернуться с ног на голову.Фото: Анастасия КУРДЮКОВА

СПРАВКА «КП»

«Тавриду» планируют построить к 2020 году. Первую часть, Керчь - Симферополь, собираются ввести в эксплуатацию вместе с Крымским мостом в 2018 году. Трасса будет четырехполосной. Предварительная пропускная способность - 40 тысяч машин в сутки. Протяженность дороги - 280 километров. Скорость движения - 120 километров в час. Дорога будет проходить через Керчь, Симферополь, Севастополь, Ленинский, Кировский, Белогорский, Симферопольский и Бахчисарайский районы.

МНЕНИЯ ВЛАСТЕЙ

Глава РК Сергей АКСЕНОВ:

-К сожалению, возможности перенести трассу нет, поскольку это приведет к колоссальному удорожанию объекта. В связи с этим обещаю персональное внимание каждой семье, которую необходимо переселить. Никто из переселенцев не должен пострадать, и правительство республики сделает все возможное, чтобы создать максимально комфортные условия, которые будут лучше прежних.

Министр транспорта Крыма Анатолий ВОЛКОВ:

- Оценка стоимости имущества будет выполняться по рыночной стоимости. Все строения, все имущество, все улучшения, которые на земельном участке присутствуют, будь то тротуары, посадки, какие-то хозяйственные постройки, и уровень ремонта внутри помещения, попадающего под изъятие, все будет оценено. Чтобы произвести полную оценку, будут работать оценщики, геодезисты. Варианты компенсации могут быть различны - замена участка на равнозначный, с последующей компенсацией стоимости строительства, либо денежная выплата по итогам оценки. Пожелания собственника будут учтены.

"Тавриду" построят к 2020 году. Фото: Анастасия КУРДЮКОВА

"Тавриду" построят к 2020 году.Фото: Анастасия КУРДЮКОВА

КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТА

Земля и дома должны быть правильно оформлены

Дмитрий МОСИЕНКО, адвокат:

Оценка рыночной стоимости недвижимости обычно проводится по аналогии, равнивается стоимость аналогичной земли и строения в аналогичном районе. Однако высокой рыночная стоимость будет только при наличии документов, подтверждающих право собственности на землю и построенные на ней объекты. Оценка же рыночной стоимости самостроя крайне затруднена, и это проблема для многих крымчан, «улучшавших» свои дома без соответствующего оформления прав собственности.

Если право собственности на достроенный/перестроенный дом не оформлено, следует его оформить. При условии, что есть право собственности на землю и земельный участок имеет соответствующее целевое назначение - для индивидуального жилищного строительства, для ведения личного подсобного хозяйства, ведение садоводства, ведение дачного хозяйства, можно воспользоваться упрощенным порядком оформления прав собственности, «дачной амнистией». При этом параметры здания должны соответствовать требованиям дачной амнистии: количество этажей - не более трех (включая мансардный этаж); площадь - не более 300 квадратных метров; отсутствие в здании жилых помещений (квартир), являющихся самостоятельными объектами недвижимости.

Под снос пока что попадает как минимум 21 дом. Фото: Анастасия КУРДЮКОВА

Под снос пока что попадает как минимум 21 дом.Фото: Анастасия КУРДЮКОВА

КАК ПРОВОДИТСЯ ОЦЕНКА

Виталий КАЩУК, судебный строительно-технический эксперт НП «Федерация судебных экспертов»:

Существует три метода определения рыночной стоимости имущества: сравнительный, доходный и затратный. Самым точным считается метод сравнения продаж, то есть анализируя рынок предложений о продаже Вы можете самостоятельно определить стоимость того или иного имущества, с учетом процентной ставки на торг.

Домовладения оцениваются исходя из квадратуры. При этом, чем больше площадь, тем дешевле стоимость 1 квадратного метра на рынке, здесь действует принцип оптом дешевле.

Рыночная стоимость определяется ценой, которую заплатит покупатель за аналогичный по качеству и полезности объект. Чтобы определить среднюю стоимость квадратного метра домовладения (квартиры, земельного участка) нужно взять три примерно одинаковых по площади, месту нахождения аналога, разделить в каждом случае стоимость дома на его площадь, получить стоимость одного квадратного метра, от этой суммы отнять % на допустимый рынком торг. Например, утвержденный размер уторговывания для жилой недвижимости – 6%, а для земель сельхозназначения – 17%. Затем полученную по каждому дому цифру суммируете и делите на количество аналогов их должно быть не мене трех. Получается примерная средняя рыночная стоимость квадратного метра. Так же при определении рыночной стоимости обращается внимание на коммуникации, стоимость проведенных коммуникаций может составляет до 30% от стоимости дома или земельного участка.

Еще больше материалов по теме: «Федеральная трасса "Таврида"»

Понравился материал?

Подпишитесь на ежедневную рассылку, чтобы не пропустить интересные материалы:

 
Читайте также