Премия Рунета-2020
Крым
+19°
Boom metrics
Общество15 июня 2017 14:45

Пускать ли в Севастополь «понаехавших»?

Из-за резкого роста населения в городе-герое задумались о возвращении региону «закрытого» статуса
Вопрос о возвращении Севастополю статуса «закрытого» города на самых разных уровнях начали поднимать сразу после «Крымской весны».

Вопрос о возвращении Севастополю статуса «закрытого» города на самых разных уровнях начали поднимать сразу после «Крымской весны».

Фото: Александр КИРЬЯКОВ

Вопрос о возвращении Севастополю статуса «закрытого» города на самых разных уровнях начали поднимать сразу после «Крымской весны». Летом 2014 года с такой инициативой выступили депутаты Законодательного собрания города. В конце 2016-го к этому призвали на заседании Изборского клуба - экспертного сообщества сторонников Владимира Путина. С нынешней весны на сайте петиций президенту России начали собирать подписи под тем же предложением. Поскольку вопрос муссируется постоянно, мы спросили у экспертов - закрывать город или не закрывать, пускать чужаков или не пускать?

Неприступная крепость

Практически с первого дня своего основания Севастополь подчинялся не региональным властям, а столичной администрации - статус Главной базы Черноморского флота обязывал. В Севастопольскую бухту не пускали торговые суда, градоначальниками назначались только адмиралы и генералы, да и вообще это был, скорее, не населенный пункт, а разросшаяся до размеров города казарма.

Иногда пропускной режим смягчался, но после политических или военных катаклизмов верховная власть стабильно «опускала шлагбаум», и Севастополь снова становился неприступной крепостью для «понаехавших». Такое случалось в 1809, 1873, 1916, 1939 и 1944-м годах.

Последнее постановление Совмина СССР о закрытии города датировано 15 июня 1984 года. Произошло этого после того, как Русская православная церковь начала лоббировать проведение в Севастополе масштабных празднований в честь 1000-летия крещения Руси. Воспротивилось этому Минобороны СССР, рассудив, что под видом паломников на Главную военно-морскую базу ЧФ хлынут сотрудники иностранных разведок. Лобби военных оказалось сильнее, и пропускной режим на территории города продержался до середины 90-х.

Проституция и западная мода

После развала СССР в Севастополь пришла разруха.

- Город обнищал, - вспоминает Валерий Иванов, который в 90-х годах был заместителем мэра Севастополя и начальником управления международных связей городской государственной администрации. - Предприятия закрывались, что будет с флотом - непонятно, корабли распиливали на металлолом. Горожане жили мелкой торговлей, те, кто половчее, открывали первые автозаправки. В бюджет города поступали крохи, да и те забирал Киев. Мы поняли, что без привлечения инвесторов Севастополь умрет, и было решено сделать здесь свободную экономическую зону. Я написал первый на Украине проект СЭЗ.

Валерий Иванов: "В 1990-х в Киеве СЭЗ отвергли, потому что были уверены в том, что как только Севастополь получит экономическую автономию, Украина его потеряет".

Валерий Иванов: "В 1990-х в Киеве СЭЗ отвергли, потому что были уверены в том, что как только Севастополь получит экономическую автономию, Украина его потеряет".

Фото: Тимур ДОКТОРОВ

При закрытом статусе города ни о какой СЭЗ не было и речи. Через КПП в Севастополь и Балаклаву пускали по паспортам с пропиской или спецпропускам, которые выдавались только тем иногородним, которые приезжали в город по приглашениям. Иностранцы вообще не имели права оставаться в Севастополе после 18.00. О подозрительных незнакомцах на улицах куда надо сообщали даже мамаши, гуляющие с колясками по бульварам. Банков не было. В общем, инвестиционная привлекательность у региона была нулевой.

- Конечно, город нужно было открывать, - продолжает Валерий Борисович. - Только с реализацией нашего проекта СЭЗ у Севастополя был шанс нормально развиваться. Со своими предложениями мне удалось попасть на прием к министру Кабмина Украины Валерию Пустовойтенко. Выслушав меня, он спросил, а почему, собственно, Севастополь был закрытым при СССР? Я напомнил о 500 боевых кораблях в бухтах, об испытаниях новейшего вооружения, подземных хранилищах и ядерном реакторе, которые привлекали внимание разведок всех стран мира. А что сейчас? Исследовательские институты закрыты, ядерное оружие вывезено на Кавказ, а корабли проданы на переплавку в Индию, Турцию и Грецию.

Все это произвело на министра впечатление, и в 1995 году Пустовойтенко подписал постановление об отмене пропускного режима. А вот идею СЭЗ зарубили.

- Ее просто испугались, причем разные структуры - по разным причинам, - поясняет Иванов. - Севастопольские чиновники мне говорили так: «Какие иностранные инвестиции? Вы хотите, чтобы вслед за деньгами в город пришла проституция, наркомания, западная мода, западное кино?» В Киеве же СЭЗ отвергли, потому что были уверены в том, что как только Севастополь получит экономическую автономию, Украина его потеряет.

«Нерезиновый» город-герой

Следующие 20 лет, до очередной политической встряски 2014 года, о закрытии Севастополя никто не вспоминал. Первыми о нем заговорили городские парламентарии.

- Перед Севастополем снова встал вопрос выживания, - рассказывает экс-председатель Законодательного собрания Василий Пархоменко. - В город устремился поток людей, которых Севастополь просто не может обеспечить нормальными условиями, он ведь не резиновый. Например, нам катастрофически не хватает воды. Резерва в виде днепровской воды больше нет, и не дай бог засушливое лето. Мы помним годы, когда воду подавали на 2 часа утром и 2 часа вечером. Изношена и не справляется канализационная система - отходы, особенно в Балаклаве, все чаще приходится сбрасывать без очистки в море. Дорожная структура не справляется с растущим потоком машин. Только из Донецка и Луганска в город приехали около 40 тысяч человек, это прирост в 10% населения. Они здесь работают, живут, ездят по дорогам.

Обо всем этом - вспоминает Пархоменко - депутаты говорили еще в 2014 году, однако большинство в Заксобрании их не поддержало и проект постановления об обращении к президенту с просьбой закрыть Севастополь так и остался проектом.

По официальным данным, население Севастополя увеличилось с 383 тысяч человек весной 2014 года до 430 тысяч человек сейчас.

По официальным данным, население Севастополя увеличилось с 383 тысяч человек весной 2014 года до 430 тысяч человек сейчас.

Фото: Александр КИРЬЯКОВ

- Бесконтрольный рост населения Севастополя после воссоединения с Россией несет риски для города, - уверен ученый секретарь Военно-научного общества Черноморского флота Сергей Горбачев. - По официальным данным, население Севастополя увеличилось с 383 тысяч человек весной 2014 года до 430 тысяч человек сейчас. Такими темпами не растут города даже в Китае. Население, которое прибыло к нам, не участвует в социально-экономической жизни города и является балластом, давая дополнительную нагрузку на всю инфраструктуру.

Поэтому Пархоменко уверен в том, что, проведи сегодня в Севастополе референдум, большинство горожан выскажется за очередной «шлагбаум».

- Мы ведь еще в 2014 году проводили социологический опрос о закрытии города, анкеты заполнили больше двух тысяч человек, - говорит Василий Михайлович. - Наши опасения тогда разделили около 60% опрошенных. Три последних года показали, что самые пессимистичные прогнозы, к сожалению, оправдались.

Тимур ДОКТОРОВ

>> МНЕНИЕ

Александр Лебедев, председатель Совета директоров Национальной Резервной Корпорации (Москва):

«СЕВАСТОПОЛЬЦЫ БУДУТ ПРОТИВ»

Александр Лебедев.

Александр Лебедев.

Фото: Виталий ПАРУБОВ

- А насколько репрезентативна идея закрытия города? Думаю, лишь очень маленькая часть придерживается ее. И вообще, по какому принципу будет формироваться список - кого пускать, кого не пускать? Я полагаю, что никто эту идею не поддержит. Севастопольцы - гостеприимные люди.

Сергей Марков, директор Института политических исследований (Москва):

ЗАКРЫТЫЙ ГОРОД - НЕПРИЕМЛЕМАЯ ИДЕЯ

Сергей Марков.

Сергей Марков.

Фото: Иван ПРОХОРОВ

- Идея закрытия каких-то регионов должна использоваться только в исключительных случаях. И здесь он не такой. Севастополь не просто большой город, есть еще и значительная территория вокруг города, которая активно должна использоваться, в том числе в туристических целях. Севастополь - это Черноморский флот, это достаточно крупная промышленность и рекреационные территории. И в условиях, когда огромный запрос на туризм на берегу Черного моря, закрывать город - это достаточно странная идея. Те, кто хочет закрытия города, наверное, мечтают о возрождении Советского Союза, одна из причин краха которого в том числе, что и джинсов было мало, и поездок было мало. Какая-то часть - военная - может быть закрыта, но у идеи закрытия самого города практически нет шансов. В современных реалиях любое закрытие - это уменьшение финансового потока. Другое дело, что в Севастополе основные потоки - бюджетные. И закрытие не помешает их вливанию. В любом случае с туристической точки зрения закрывать Севастополь неприемлемо.

Владимир Джаралла, политолог (Крым):

ИНТЕРЕСНО ПОСМОТРЕТЬ, КТО СТОИТ ЗА ЭТИМ ПРЕДЛОЖЕНИЕМ

Владимир Джаралла.

Владимир Джаралла.

- Это предложение, на самом деле, существует очень давно, оно возникло чуть ли не сразу после отмены закрытого статуса города в самом конце восьмидесятых. Его можно отнести к разряду «ностальгических» - как воспоминание о том времени, когда все были молоды, а город процветал. Сейчас бывшие рыбные флотилии разграблены и уничтожены, Черноморский флот, насчитывавший более сотни вымпелов, занимает лишь часть бухты, а туризм является заметным экономическим фактором для бюджета и горожан, и города. Но в прошлое уже не вернешься, а если бездумно повторить его, то это только поднимет и так немаленькие цены на все в городе, создаст трудности для инвесторов и туристов. Потому можно было бы назвать такой шаг популистским, но проглядывается за этим и современность. Речь идет о том, что у врио губернатора Дмитрия Овсянникова есть немало оппонентов и очень может быть, что эта инициатива является политическим ходом, чтобы создать ему очередную проблему в дополнение к имеющимся. А с политиком, позиции которого не очень сильные, особенно сейчас, перед выборами, можно вести торг, продвигая собственные интересы. Чьи интересы - узнать было бы интересно.

Саша ВЕТРОВ