Наука

Везунчик Маск запустил к Марсу электромобиль с полетным скафандром

Space X опередил Роскосмос по созданию сверхтяжелой ракеты на 10 лет
Полет Falcon Heavy означает начало второй попытки человечества выбраться за пределы околоземной орбиты.

Полет Falcon Heavy означает начало второй попытки человечества выбраться за пределы околоземной орбиты.

Фото: REUTERS

Так редко бывает. Почти не бывает.

Чтобы новая ракета с первого раза взлетела и без сбоев выполнила всю программу секунда в секунду. Тем более – сверхтяжелая, для полета которой нужно было синхронизировать все 27 двигателей трех частей-ракет.

И даже то, что сверхтяж составлен из уже облетанных ракет Falcon 9, инженерную задачу не намного облегчило.

Илон Маск и сам был готов к неудаче.

Но ему повезло.

Красный родстер отправится в путешествие во Вселенной по гелиоцентрической орбите.

Красный родстер отправится в путешествие во Вселенной по гелиоцентрической орбите.

Сейчас Маск - единственный в мире владелец уже совершившей первый полет сверхтяжелой ракеты.

Вопрос – что такое сверхтяжелая ракета и зачем она нужна?

Он, кстати, не такой наивный, как кажется знатокам техники.

Практически все космические аппараты – по крайней мере, на околоземную орбиту – сегодня можно вывести тяжелыми ракетами (их грузоподъемность плюс-минус 20 тонн - она, конечно, зависит от орбиты, на которую нужно закинуть аппарат, но здесь не будем углубляться в детали). Современные цифровые технологии и новые материалы позволяют облегчить конструкцию. Во время всех четырех пусков нашей тяжелой ракеты «Протон» в прошлом году на орбиты были выведены аппараты с массой около 6 тонн.

Красная Tesla Илона Маска с манекеном на борту Falcon Heavy

Красная Tesla Илона Маска с манекеном на борту Falcon Heavy

И научные станции, и навигационные аппараты, и спутники дистанционного зондирования Земли вполне обходятся существующим ныне парком ракет среднего и тяжелого классов.

Сверхтяж нужен в общем-то только для вывода на орбиту техники для пилотируемых полетов – на Луну, к Марсу, к астероидам – или для создания новой обитаемой станции – на околоземной орбите или поблизости от нашего единственного естественного спутника – не важно.

Везунчик Маск запустил к Марсу электромобиль с полетным скафандром

Везунчик Маск запустил к Марсу электромобиль с полетным скафандром

Фото: EAST NEWS

Самая мощная американская ракета Saturn V была разработана для первых лунных экспедиций американцев – она выводила на орбиту к Луне чуть больше 60 тонн – сам корабль с астронавтами, посадочный модуль и запас топлива. Первую орбитальную станцию США Skylab (больше 88 тонн) тоже поднимал Saturn V.

Когда программа была закрыта, Saturn V перестали собирать – слишком дорого.

В СССР первая сверхтяжелая лунная ракета Н1 так и не взлетела – все четыре пуска были аварийными.

Первая и единственная советская сверхтяжелая ракета «Энергия» летала только два раза (но оба успешно!) Она разрабатывалась для выведения на орбиту нашего космического челнока «Буран». Программа была свернута в начале 90-х. Опять же по причине недостатка денег. Две почти готовые ракеты «Энергия» еще долго хранились в монтажно-испытательном корпусе на Байконуре и погибли, когда в 2002 году на них обрушилась крыша здания.

«Энергия» могла поднимать до 100 тонн грузов!

Маск утверждает, что пуск Falcon Heavy обошелся в 90 миллионов долларов.

Маск утверждает, что пуск Falcon Heavy обошелся в 90 миллионов долларов.

Фото: REUTERS

На Марс!

О чем я хочу сказать? Полет Falcon Heavy означает начало второй попытки человечества выбраться за пределы околоземной орбиты. Будет ли это соперничество - кто первый долетит на Марс или все-таки космические державы, умерив амбиции, и заглянув в собственные кошельки, рванут к Красной планете (или поначалу на Луну) вместе – это будет понятно в ближайшие годы.

В чем есть сомнения? Маск утверждает, что пуск Falcon Heavy обошелся в 90 миллионов долларов. А со временем он будет и дешевле за счет использования уже летавших блоков. Сейчас две ракеты-боковушки благополучно сели на предназначенном для посадки поле, а вот попала ли третья – центральная часть – на посадочную платформу, поставленную в океане – на момент, когда я пишу этот текст, еще не понятно.

90 миллионов для сверхтяжа – это очень дешево. Я разговаривал и с российскими, и с американскими специалистами-ракетчиками. Они пожимают плечами – сумма нереальная.

За рулем родстера сидит манекен в шлеме, названный Starman

За рулем родстера сидит манекен в шлеме, названный Starman

Разрабатываемая в США в кооперации почти ведущих космических предприятий страны - Boeing, United Launch Alliance, Orbital ATK, Aerojet Rocketdyne - сверхтяжелая ракета SLS будет стоить около 500 млн долларов (это за один пуск). А на ее создание может быть потрачено больше 35 млрд долларов.

Маск умудрился запустить свою ракету раньше и почти в 5 раз дешевле, вложив в разработку всего 500 млн? Фантастика!

На борту ракеты-носителя находится любимая машина главы SpaceX Илона Маска, красный спорткар Tesla Roadster.

На борту ракеты-носителя находится любимая машина главы SpaceX Илона Маска, красный спорткар Tesla Roadster.

Фото: REUTERS

А у нас?

В России тоже собираются создавать сверхтяжелую ракету. Она, как Falcon Heavy Маска собирается из ракет Falcon 9, будет собираться из ракет среднего класса «Союз 5». Только маленький пустяк – этой ракеты еще нет.

В ближайшее время ее эскиз ракетно-космическая корпорация «Энергия» представит на научно-техническом совете в Роскосмосе. По предварительным планам, сверхтяжелая ракета – она будет состоять из центральной части и четырех боковушек-«Союзов-5» (по некоторым эскизам – из двух) и сможет поднимать на орбиту до 70 тонн грузов – впервые полетит в 2028 году. То есть через 10 лет. Во что, честно говоря, даже сейчас верится с трудом. Нам сначала бы получить облетанную ракеты «Союз-5».

Маск тоже планировал запустить сверхтяжелую в 2011 году. А вышло в 2018. Но ведь вышло…

На недавнем Общественном совете в Роскосмосе называли затраты на создание сверхтяжа – от 700 млрд рублей от 1,7 триллионов. По курсу на сегодня – от 12 млрд долларов до 29 млрд долларов. А во сколько на самом деле обойдется такой проект – даже трудно посчитать. Обычно пока он создается, стоимость его вырастает вдвое (если не втрое).

Вопрос: оправданные ли сегодня эти траты? Или же есть смысл выводить части пилотируемого корабля на орбиту несколькими средними ракетами и стыковать их уже над Землей? Специалисты спорят до сих пор. Но решение уже принято.

А пока… Пока поздравим Илона Маска. Он еще на один громадный шаг продвинулся к своей мечте – полету человека на Красную планету.

За рулем первого в мире космического автомобиля сидит манекен в фирменном скафандре компании, рядом с ним лежит книга «Автостопом по галактике», а в салоне играет «Space Oddity».

За рулем первого в мире космического автомобиля сидит манекен в фирменном скафандре компании, рядом с ним лежит книга «Автостопом по галактике», а в салоне играет «Space Oddity».

КСТАТИ

Перед пуском некоторые посмеивались - в качестве полезной нагрузки Маск решил отправить на ракете электромобиль Tesla Roadster c открытым верхом. А за руль посадить манекен в полетном скафандре, разрабатываемом для экипажа пилотируемого корабля Dragon. Мол, хипстерские замашки. Автомобиль красный, яркий…

Автомобиль Tesla Roadster не получилось доставить на марсианской орбиту и он улетел в сторону пояса астероидов

Автомобиль Tesla Roadster не получилось доставить на марсианской орбиту и он улетел в сторону пояса астероидов

Фото: Twitter.com

Но - Маск умелый маркетолог и талантливейший пиарщик - оказался и тут прав. Картинка с орбиты - ярко-красный спорткар с "астронавтом" за рулем, парящий на фоне голубой Земли - запомнится надолго и впечатлит многих.

Особенно если учесть, что в ближайшее время пройдет собрание акционеров Tesla. А дела у автомобильной компании Маска, в отличие от Space X, идут не очень успешно.

Автомобиль под песню Дэвида Боуи Space Oddity вышел на околосолнечную орбиту, пересекающую траектории движения Земли и Марса

Автомобиль под песню Дэвида Боуи Space Oddity вышел на околосолнечную орбиту, пересекающую траектории движения Земли и Марса

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Самые смешные фотожабы и шутки на запуск ракеты Falcon Heavy с Tesla на борту

Пользователей соцсетей впечатлил и вдохновил прорыв Илона Маска и его инженеров (подробности)

КСТАТИ

Во время полета к Марсу космонавты превратятся в инопланетян?

В Институте медико-биологических проблем выясняют причину необычных изменений в организме человека, долго находящегося в невесомости (подробности)

Город с миллионом жителей через столетие: Илон Маск рассказал, как человечество колонизирует Марс

Главный космический мечтатель современности, американский миллиардер и основатель компании SpaceX Илон Маск рассказал о колонизации Марса. Город с милионным населением на красной планете уже через 50 лет - звучит как научная фантастика? Нет, это реальный план, который бизнесмен изложил в статье для журнала New Space (подробности)

ТЕМ ВРЕМЕНЕМ

Космическая программа России: Начинается новая гонка за Луну

Начальник летно-испытательного отдела ракетно-космической корпорации «Энергия» Марк Серов рассказал "Комсомольской правде", как готовится лунная экспедиция и о ближайших планах по освоению космоса (подробности)