Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+3°
Boom metrics
Общество22 апреля 2019 15:23

«Если экспонат спрятать под стекло, он умрет»

Корреспондент «КП» заглянул в Музей индустриальной культуры в Кузьминках, который накануне чуть не снесли
Музей индустриальной культуры очень похож на блошиный рынок и даже запах имеет такой же - как на старом чердаке дачного домика.

Музей индустриальной культуры очень похож на блошиный рынок и даже запах имеет такой же - как на старом чердаке дачного домика.

Фото: Павел КЛОКОВ

О том, что есть такой музей, я, к сожалению, узнал лишь неделю назад из очередной петиции в интернете. В ней говорилось, что ангары, которые он занимает, были построены незаконно и теперь предназначены под снос (улица Заречье, 3А - рядом с парком «Кузьминки»). В Музее индустриальной культуры это решение не оспаривали, однако развели руками, ибо срок для переезда дали слишком маленький - семь дней. Вывезти за это время 40 тысяч экспонатов нереально. Тем более какие-то из них весят несколько центнеров, а то и тонну. А, главное, было бы куда везти.

В общем, сотрудники погоревали (а их во всем коллективе - три человека) и сели, словно запорожцы, писать письмо. Только не турецкому султану, а в Фейсбук. Сейчас этот способ очень действенный (народ почти перестал обивать пороги управ и префектур).

Вы сворачиваете во дворик и оказываетесь в Советском Союзе. Словно годы обошли этот кусок земли стороной.

Вы сворачиваете во дворик и оказываетесь в Советском Союзе. Словно годы обошли этот кусок земли стороной.

Фото: Павел КЛОКОВ

Петицию подписали две тысячи человек (за то, чтобы дать больше времени на переезд). И она выстрелила. Точнее, сработала.

Ангары трогать пока не будут, а для музея построят новое здание (в рамках реконструкции района Кузьминки).

ЗА ВОСПОМИНАНИЯ ДЕНЕГ НЕ БЕРЁМ

А теперь представьте себе оживленный парк, полный примет 21-го века. Электросамокаты, ролики, гироскутеры, айфоны, планшеты. Перед воротами вдоль дороги припаркованы иномарки. И тут вы сворачиваете во дворик и оказываетесь в Советском Союзе. Словно годы обошли этот кусок земли стороной.

Рядом с облезлой скамейкой стоит телефонная будка. Чуть дальше - автоматы с газированной водой. «Запорожец», чем-то похожий на стрекозу. Спортивные плакаты, призывающие к победе. Детская лошадка с металлической ручкой. Несколько заваленных друг на друга якорей. И даже песня из динамика - оттуда, из прошлого. Что-то там про жаркий день и родник.

И над всем этим вывеска - «Музей индустриальной культуры».

Рядом с облезлой скамейкой стоит телефонная будка. Чуть дальше - автоматы с газированной водой.

Рядом с облезлой скамейкой стоит телефонная будка. Чуть дальше - автоматы с газированной водой.

Фото: Павел КЛОКОВ

Я все выискивал глазами кассу, чтобы купить билет. Но вход, как выяснилось, бесплатный.

Пока я озирался по сторонам, ко мне из военного вагона (в нем когда-то был командный пункт ракетно-стратегического значения) вышел руководитель музея Лев Железняков - с усами как Якубовича.

Он рассказал мне удивительные вещи. Весь его коллектив (а это, как мы помним, три человека) работает на полном энтузиазме. То есть, без зарплаты. Завтракают, обедают и ужинают все вместе, не выходя из музея. Домой отправляются только поспать. И то не всегда. Летом, например, можно ночевать в старом «Икарусе». А если очень жарко, то и на улице. Если кто-то заявится, Шубка разбудит (это дворняжка, издалека напоминающая лису).

Несколько заваленных друг на друга якорей во дворе музея.

Несколько заваленных друг на друга якорей во дворе музея.

Фото: Павел КЛОКОВ

- Но почему не сделать вход хотя бы 50 рублей?! - вопил я голосом разудалого капиталиста.

- Никогда, - улыбался Якубович, то есть Железняков. - Брать деньги за воспоминания неэтично. Пришёл человек. Увидел старый приёмник. И вспомнил, как в детстве опрокинул на такой же вазу с вареньем. Родители, конечно, всыпали. И поставили в угол. Посетитель держит этот приёмник в руках и улыбается. Разве можно торговать такими чувствами?

- Но на что вы живете?

- На пенсию.

- И сколько пенсия? - меня уже было не остановить.

- 14 тысяч, - с гордостью ответил Лев Наумович.

- А чем платить за аренду?

- А мы за неё и не платим.

- Ну а за свет?

- Люди жертвуют деньги. Вон банка стоит.

Короче, заниматься бизнесом Железняков не хочет.

После того, как в интернете поднялась буря, Льву Железнякову позвонили из префектуры ЮВАО и сообщили, что для музея построят новое здание - в рамках реконструкции района.

После того, как в интернете поднялась буря, Льву Железнякову позвонили из префектуры ЮВАО и сообщили, что для музея построят новое здание - в рамках реконструкции района.

Фото: Павел КЛОКОВ

Вообще у него крайне интересные представления о музее. Если не сказать, специфические. Например, он убеждён, что посетители имеют право прикоснуться к экспонату, потрогать его. Понюхать его, если хотите.

- И я не вешаю информационные таблички, даже если вещь редкая, - говорит Лев Наумович. - Мне они напоминают надгробия... Прятать под стекло предметы я тоже считаю неправильным. Они отдаляются от публики. И как будто мертвеют.

Вот такого человека хотят выгнать из парка «Кузьминки». Хотя уже, впрочем, и не хотят.

ИСТОРИЯ ВОПРОСА

Все началось в далеком 1979 году, когда Лев Железняков работал в конструкторском отделе АЗЛК (ныне не существует, - прим. авт). Решили создать собственный музей. И даже добились строительства отдельного здания. Но, увы, через пять лет заводу потребовалось помещение для автосалона. Пришлось уйти, прихватив с собой несколько сотен экспонатов. Идею индустриального музея поддержали в редакции газеты «Авторевю». Начали работать с ними, расположившись на конном дворе в усадьбе Голицыных. Бок о бок с институтом экспериментальной ветеринарии. Но в 2000-м двор перешёл «Музею Москвы» и Железнякова вежливо попросили удалиться. И даже новое место подыскали - ангары бывшей овощной базы (это нынешний адрес - улица Заречье, 3А). Дали отличную площадь - 0,8 Га. Пожалуйста, пользуйтесь.

В своё время «Авторевю» собиралось строить здесь новое здание для музея и даже заключило с Правительством Москвы контракт. Но позже его расторгло. Сейчас «Авторевю» к Музею индустриальной культуры отношения не имеет.

Существенное отличие Музея индустриальной культуры от городских барахолок - вещи в музее не продают.

Существенное отличие Музея индустриальной культуры от городских барахолок - вещи в музее не продают.

Фото: Павел КЛОКОВ

Далее эту землю собирались отдать в аренду кому-нибудь ещё (что для Железнякова обозначало бы очередной от ворот поворот), но в итоге передали парку «Кузьминки» (в 2016 году). Никаких договоров с музеем он не заключал. А просто по доброте душевной разрешил здесь находиться.

- Конечно, мы знаем, что находимся здесь нелегально, - рассказал «КП» Лев Железняков. - Мы мечтаем найти богатого человека, который согласился бы нам помочь. Есть и среди олигархов неравнодушные люди. А тут как раз пошла кампания по сносу незаконных строений. Начали проверять документы и выяснили, что эти овощные ангары никто не оформлял. Меня уведомили, что их снесут. И что у меня есть неделя для переезда.

За год Музей индустриальной культуры посещает более 30 тысяч человек. Чего здесь только нет.

За год Музей индустриальной культуры посещает более 30 тысяч человек. Чего здесь только нет.

Фото: Павел КЛОКОВ

РЕАКЦИЯ ПРЕФЕКТУРЫ

После того, как в интернете поднялась буря (на защиту музея встали тысячи пользователей - не только те, кто подписал петицию), Льву Железнякову позвонили из префектуры ЮВАО и сообщили, что для музея построят новое здание - в рамках реконструкции района. И до этого момента музей никто не выгонит.

Эту информацию корреспонденту «КП» подтвердили и в парке «Кузьминки». Так что пока адрес музея остаётся прежним. До лучших времён.

«БИТУМ В ДЕФИЦИТЕ»

Музей индустриальной культуры очень похож на блошиный рынок и даже запах имеет такой же - как на старом чердаке дачного домика. Существенное отличие от городских барахолок - вещи в музее не продают.

- Нам же люди их специально приносят и дарят, - говорят хранители старины. - Потому что выкидывать жалко. Продать рука не поднимается. Да и в музее вещь радует тысячи людей. А так бы хранилась у одного.

Кстати, за год Музей индустриальной культуры посещает более 30 тысяч человек.

Чего здесь только нет.

И самые первые мобильники (которыми можно убить). И деревянный макет «Бурана». И система аварийного спасения космического корабля «Союз». И урна из московского метро 30-х годов. И советские школьные парты. И проекторы из кинотеатров. И старый лифт с сеткой на двери (в него можно войти и понарошку застрять). И фляжки. И сейфы. И гипсовые статуи (Ленин со Сталиным в первых рядах). И немецкое пианино 20-х годов (рабочее). И многое другое.

Я отыскал один из номеров газеты с поэтическим названием «Московский автотранспортник». Он вышел ещё до моего рождения. Одна из заметок называется коротко и ясно - «Битум в дефиците». Автор негодует из-за срыва ремонта кровли. И грозит пальчиком отделу снабжения.

Шубка бегает здесь же - между рядами. Никто ее не прогоняет. А за ней и Миска вприпрыжку. Это кошка. Живут они душа в душу.