На входе в зал с экспозицией посетителей встречают бюсты Александра I (слева) и Наполеона (справа).
Фото: Александр КАТЕРУША
Выставка «Александр I и Наполеон. Встреча на Немане» открылась в Калининградском музее изобразительных искусств и является частью проекта «Дни Эрмитажа». Экспозиция посвящена одному из ярких и запоминающихся моментов европейской истории начала XIX века. Встреча двух императоров, напомним, состоялась 25 июня 1807 года в Тильзите (сейчас - Советск) на построенном посередине реки Неман плоту. Последовавшие за ней переговоры между Александром и Наполеоном оказали значительное влияние на развитие международной политики. Результатом встречи стало подписание Тильзитского мира между Россией и Францией.
Прощание Наполеона I и Александра I после встречи в Тильзите 9 июля 1807 года. Франция, XIX век. Холст, масло.
Фото: Александр КАТЕРУША
Фрагмент гравюры «Сражение при Фридланде». Франция, первая треть XIX века.
Фото: Александр КАТЕРУША
Выставка уникальна, ведь этой темы музеи никогда раньше не касались. Подумать только – в Калининграде выставляют предметы, которые непосредственно связаны с событиями, происходившими на этой земле в 1807 году! Вот, например, мундир дивизионного генерала Этьена Шампиона де Нансути, участника сражения при Фридланде, которая предваряла встречу в Тильзите.
Скульптура «Да здравствует император!». Бронза. Франция, конец XIX века.
Фото: Александр КАТЕРУША
Генерал Франсуа-Северин Марсо-Дегравье. Бронза. Франция, вторая половина XIX века.
Фото: Александр КАТЕРУША
- Я восхищаюсь, когда смотрю на костюмы. Они великолепно сохранились, - говорит заведующий Отделом истории русской культуры Государственного Эрмитажа Вячеслав Федоров. - Это натуральные материалы, великолепное шитье, которое было дорогим и делалось долго усилием многих и многих мастериц во Франции. Во все времена это останется образцом моды, прикладного искусства, золотого шитья.
Мундир дивизионного генерала Этьена Шампиона де Нансути, участника сражения при Фридланде.
Фото: Александр КАТЕРУША
В витринах представлены и удивительные головные уборы. Это кивера пехотинцев и гренадеров, шлем кавалергарда.
- Это сейчас армейские головные уборы вроде фуражек и пилоток мы воспринимаем как утилитарную вещь. Если посмотреть на эти кивера, на то, как они сделаны, становится ясно – перед нами произведения искусства. Было очень дорого и престижно для полков иметь собственные головные уборы. Форму уважали, ценили и боялись обесчестить, - поясняет Вячеслав Федоров.
Золотое шитье на генеральском мундире участника сражения при Фридланде.
Фото: Александр КАТЕРУША
Для выставки в Калининград привезли около 60 экспонатов из собрания Государственного Эрмитажа: живопись, графика, скульптура, памятники прикладного искусства и нумизматики, мундиры русских и французских войск. Обратить внимание на выставке стоит и на скульптуры, которые встречают посетителей на входе. Слева – бюст Александра I. Великолепная работа французского скульптора Луи-Мари Гишара, выполненная в 1808 году. В мраморе император очень красив, даже смазлив. Недаром его с детства называли ангелочком.
Бюст Александра I работы французского скульптора Луи-Мари Гишара. 1808 год.
Фото: Александр КАТЕРУША
Мраморный бюст Наполеона работы неизвестного автора.
Фото: Александр КАТЕРУША
- Это действительно лицо Александра I, портретное сходство. Лицо, ничего не выражающее, полуулыбающееся. Таким он и был. Как мог, скрывал себя, свои чувства и поступки. Нельзя сказать, что лживый. Но так он был воспитан Екатериной! В двуличности Екатерининского двора все это есть, - говорит Вячеслав Федоров.
Справа – мраморный бюст Наполеона работы неизвестного автора. В нем Бонапарта, признаться, узнаешь едва ли. Как говорят специалисты, эта скульптура – сплошная идеализация, так обычно изображались римские императоры. На самом деле у Наполеона было несколько другое лицо.
Кивер русского офицера 1812-1817 гг. и кивер рядового французского пехотинца 1812 г (на переднем плане).
Фото: Александр КАТЕРУША
Кивер русского гренадера 1808 – 1812 гг. и каска кавалергарда. Россия, 1808 – 1827 гг. (на переднем плане).
Фото: Александр КАТЕРУША
На выставке можно долго рассматривать великолепные образцы графики, карикатуры или картины маслом. Одна из таких – портрет Леонтия Беннигсена, генерала от кавалерии, прославившегося в качестве командующего русской армией в сражении при Прейсиш-Эйлау против Наполеона.
Музейный специалист по монтажу вешает портрет Леонтия Беннигсена, генерала от кавалерии, прославившегося в качестве командующего русской армией в сражении при Прейсиш-Эйлау против Наполеона.
Фото: Александр КАТЕРУША
Открывшаяся выставка – мероприятие из разряда тех, после которых хочется взять книгу или залезть в интернет, чтобы побольше узнать о событиях 1807 года и Наполеоновских войнах.
- Нужно рассуждать о причинах и зарождениях первых предпосылок нашей войны с Наполеоном. Психологическая дуэль Александра I и Наполеона, это соревнование, этот взаимный обман, который был на встрече 1807 года в Тильзите, во многом определяет характер отношений до 1812 года и характер начала войны. В результате при всех своих рукопожатиях и поцелуях, императоры требовали друг от друга совершенно невыполнимых вещей, врали друг другу, как только могли. Отчасти этому и посвящена выставка в Калининграде, - говорит Вячеслав Федоров.
Сопровождает выставку, которая работает до 15 декабря, показ документального фильма Эрмитажа «Гвардия в годы правления Александра I. История Российской Императорской гвардии».
Фарфоровая тарелка с портретом королевы Луизы. Конец XIX – начало XX века.
Фото: Александр КАТЕРУША