Премия Рунета-2020
Крым
+13°
Boom metrics
Общество2 февраля 2024 9:28

Охота на последнюю маршрутку: почему в Крыму не хватает водителей общественного транспорта, и что с этим делать

В Крыму стало больше женщин-водителей автобусов
Автопарк «Крымтроллейбуса» растет быстрее, чем количество водителей. Фото: пресс-служба Совмина РК

Автопарк «Крымтроллейбуса» растет быстрее, чем количество водителей. Фото: пресс-служба Совмина РК

Двухлетняя борьба за упорядочение движения общественного транспорта в Крыму вышла на новый виток. Номера маршрутов и их расписание, размещенные на остановках, как результат консенсуса власти, общественности и перевозчиков, потеряли свою актуальность: указанные в них «циферки» не имеют отношения к реальности - транспорт по-прежнему ходит в режиме, удобном для перевозчика, но не для пассажира.

КРИТИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ 2.0

Вкратце напомним суть вопроса. В 2022 году в Симферополе объявили охоту на последнюю маршрутку – на конечных остановках дежурили общественники с блокнотами и блогеры с телефонами, чтобы запечатлеть фактическое прибытие автобуса по расписанию. Чаще всего транспорта в указанное время не было, и даже возглавляющий на тот момент администрацию Симферополя Максим Балахонов 40 минут прождал автобус зря. Результатом облавы стал переход части маршрутов под муниципальный контроль, и появление на остановках информационных табличек с номерами маршрутов и расписанием, которое перевозчики были обязаны соблюдать.

Спустя два года оказалось, что расписание не просто не соблюдают – оно устарело, как и номера маршрутов. Но приказа сменить таблички не было, а выполнять прежние обязательства мощи нет – больше трети автопарка водить некому, поскольку по государственным нормативам на один автобус приходится два водителя.

Пассажирские перевозки как фокус — расписание есть, а автобуса нет

Пассажирские перевозки как фокус — расписание есть, а автобуса нет

Фото: Анна КИРИЕНКО

- У нас критическая ситуация по соблюдению расписания движения общественного транспорта, - констатировал глава Крыма Сергей Аксенов. - Всех предупреждаю: я сказал министру транспорта Николаю Лукашенко, что если за две недели не будет налажено движение общественного транспорта, правильной расстановки сил и средств, особенно в часы пик утром и вечером, будут приняты организационные меры в отношении министра транспорта. Будут кадровые изменения.

По словам главы региона, в большинстве муниципалитетов расписание так и не появилось, да и имеющееся в наличии, не актуально, поскольку не соблюдается. Системно за соответствием расписания реальному графику никто не следит. На первых порах главам администраций предложили влепить выговоры своим заместителям, которые отвечают за транспорт. Ну а дальше уже выходить самим с блокнотом на конечную, потому как транспортные приложения больше не отражают онлайн-движение по маршруту – из соображений безопасности большинство из них отключили спутниковую систему.

ЕСТЬ АВТОБУСЫ, НЕТ ВОДИТЕЛЕЙ

- На сегодняшний день неисполнение расписания автобусов, как правило, в 90% - это недостаток водителей, - уверяет президент Ассоциации автомобильных перевозчиков Крыма Зиновий Лудчак. - Вы, наверное, видите, что «Крымтроллейбус» проводит большую работу, обучает, не ждет никаких средств со стороны, приглашает водителей. Чуть-чуть ситуация улучшилась, но пока недостаточно, чтобы заверить – да, у нас все хорошо. В этом году Минтранс проведет республиканский конкурс на лучшего водителя автобуса. Премии и призы за первые места обещают хорошие, чтобы поднять престиж профессии водителя. Но до советских традиций предоставления служебного жилья дело не дойдет, как и до профилакториев, где водителей ежегодно обследовали и оздоравливали за бюджетный счет. А теперь они болеют сезонными инфекциями, уходят на больничный, и садить за руль некого.

- Мы поговорили с частными перевозчиками, тоже было честно сказано: ребята, кто может эту ношу потянуть, оставайтесь. Но за последние 6 лет у нас 20 перевозчиков в Крыму ушли с рынка. Думаю, что для администраций это лучше, легче порядок наводить. Остались те, кто готов работать и обновлять подвижной состав. За три года частниками порядка 400 автобусов приобретено, - подчеркнул Лудчак.

ОСТОРОЖНО, ДВЕРИ НЕ ОТКРЫВАЮТСЯ

Новые автобусы не всегда лучше старых. Особенно, если они куплены без учета возможных перепадов температур, и их системы покрываются льдом.

- У нас сложная в этом году ситуация. Большая влажность была сначала, дожди, потом ударил мороз. Влажность воздуха оказывает большое влияние, потому что у нас практически все автобусы работают на воздухе, двери самое тонкое место. При таких колебаниях влажности и температур получается конденсат, и технически исправный автобус выйти на линию не может - замерзла воздушная система, - поясняет член Общественного совета при Минтрансе Крыма, президент АНО «Центр поддержки перевозчиков и пассажиров» Владислав Антонов.

С его слов, график движения автобусов в утренние и вечерние часы соблюсти невозможно, там действует интервал. Но и указанный промежуток выдержать нереально – треть вакансий водителей открыты.

- У нас проблема острая. Жесткая нехватка водительского состава. Некоторые водители, работавшие раньше на линии, ушли на СВО. Лично я негативно отношусь к тому, как у соседей, наших бывших товарищей и коллег, уже сажают женщин на общественный транспорт, но даже то, что у нас не обвалилась работа общественного транспорта - это очень положительный результат, - считает Антонов.

Безналичный платеж "вымыл с рынка" 20 частных перевозчиков

Безналичный платеж "вымыл с рынка" 20 частных перевозчиков

Фото: Михаил ФРОЛОВ

ЗА РУЛЕМ ЗВЕЗДА

Решить проблему дефицита водителей за счет укрупнения транспорта не получится – по крымским улочкам большие автобусы передвигаться не смогут. Но привлекать женщин на автобусные маршруты не просто можно, но и нужно, считает советник главы Общественной палаты Крыма Вячеслав Мартынов.

- Женщины в «Крымтроллейбусе» работают. Их не очень много, но они есть. Это бывшие водители троллейбуса, которые обучились на категорию «Д» и перешли на автобус. Им так проще – троллейбус привязан к контактной сети, а автобус свободен. Ряд специалистов переучились на автобусы, и девушки тоже задействованы, - подчеркнул он.

В целом недобор в отрасли Мартынов связывает с тем, что республика приобрела большое количество автобусов, и ранее заброшенные маршруты стали возобновлять свою работу. К этому прибавилась автоматическая система учета перевозки льготников, где каждый перевозчик гарантированно получает бюджетный расчет, предоставляя только выписки работы валидаторов.

- Людей не хватает, потому что не успевают насытить рынок. Профессия водителя не самая престижная, и многие не хотят идти работать, хотя зарплата хорошая, в среднем около 50 тысяч рублей в месяц на руки получают, - говорит Мартынов. – Автобусы новые, работа нормированная, соцпакет.

Водители со стажем едут на заработки в новые территории или крупные города – там даже вахтовым методом можно заработать в три раза больше, чем дома. А молодежь не видит для себя перспектив в пассажироперевозках, хотя, до спутниковых систем управления электробусами нам еще далеко.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Цены на проезд в общественном транспорте в Крыму в 2024 году: что изменится, сколько будем платить

В Крыму с 1 января подорожает проезд в электричках (подробнее)