Премия Рунета-2020
Крым
+20°
Boom metrics
Экономика7 марта 2024 12:45

Самозанятость или ИП: что лучше зарегистрировать

Разбираемся, в чем плюсы и минусы двух статусов для предпринимателей
Фото: Дмитрий Ахмадуллин

Фото: Дмитрий Ахмадуллин

Если вы, наконец, решились уйти из найма, потому что свое дело начало приносить неплохой доход, на повестке дня встанет вопрос — что регистрировать? Открыть ИП или же стать самозанятым? В каждом из этих статусов есть свои плюсы и минусы. Их и рассмотрим ниже, а также раскроем разницу в оплате налогов, регистрации и лимите доходов.

Регистрация

Чтобы стать самозанятым, не обязательно идти в налоговую службу. Потребуются паспортные данные и ИНН. Заявление о постановке на учет плательщика налога на профессиональный доход можно подать онлайн несколькими способами: через сайт Госуслуг, на сайте ФНС или через банки. Например, в мобильном приложении РНКБ, который входит в группу ВТБ, есть отдельная вкладка для самозанятых. При регистрации данные автоматически попадают в налоговую службу.

Зарегистрировать ИП можно в налоговой службе по места жительства, потребуется заплатить госпошлину — 800 рублей. Также можно это сделать в МФЦ, через портал Госуслуг или в банковском приложении. Процесс регистрации займет примерно 15 минут, затем нужно будет посетить отделение банка для идентификации, выпустить квалифицированную электронную подпись и отправить документы в налоговую.

Налоги и страховые взносы

Самозанятые оплачивают разный размер налога в зависимости от того, кому оказывают услугу или продают товар. При сотрудничестве с физическими лицами нужно будет оплатить 4% налога, с юридическими — 6%. Есть еще один нюанс: налог оплачивается только с дохода. Например, если заказов нет, то и платить не нужно. Самозанятые не платят страховые взносы.

У индивидуальных предпринимателей налоговая нагрузка может быть разной. Сумма налога варьируется от 6 до 30%. Тот, на кого зарегистрировано ИП, должен платить страховые взносы, даже если от бизнеса нет доходов. Фиксированная сумма, которую нужно внести при доходе до 300 тысяч рублей, составляет 49 500. Если же заработок выше, то и страховой взнос будет повышен — плюс 1% от суммы доходов свыше 300 тысяч рублей.

Найм персонала и возможность быть наемным сотрудником

Те, кто оформил статус самозанятого, имеют право зарабатывать только своим трудом. Нанимать дополнительный персонал по трудовым договорам нельзя. Владельцы ИП могут это делать. Но в зависимости от разных систем налогообложения количество сотрудников ограничено.

И самозанятые, и те, кто оформил ИП, могут совмещать работу по найму, законодательно это не запрещено.

Уровень дохода

Для плательщиков налога на профессиональный доход установлен лимит — не больше 2,4 миллиона рублей в год, а ежемесячных ограничений по заработку нет. Например, в марте можно ничего не заработать, а в апреле сразу получить 500 тысяч рублей.

ИП же должны соблюдать лимиты годового дохода, если применяют упрощенную систему налогообложения.

Кассовая техника

Самозанятым покупать кассовую технику не нужно, но они обязаны формировать чеки. В приложении банка РНКБ чек формируется быстро. Нужно вбить полученную сумму и вид оказанных услуг. А потом налоговая пришлет сумму, которую необходимо оплатить от дохода.

Предприниматели обязаны использовать кассу, когда принимают оплату от людей за товары или услуги. Кассовый аппарат с подключением к интернету обойдется недешево. Например, сама онлайн-касса стоит примерно 20 тысяч рублей. Кроме того, надо потратиться на услуги оператора фискальных данных (это примерно еще 3 тысячи рублей в год).

Виды услуг

Самозанятые не могут заниматься перепродажей товаров, продавать подакцизную продукцию, товары с обязательной маркировкой. У ИП таких ограничений нет.

ВЫВОД

Если вы хотите подрабатывать или иметь небольшой доход от бизнеса, подойдет самозанятость. При большом уровне дохода лучше открывать ИП, но учитывать расходы на оплату налогов, страховые взносы и покупку кассовой техники.

Реклама. https://www.rncb.ru/. ИНН 7701105460