2020-01-28T12:34:47+03:00

Стою я на скалах в лыжи обутый: Почему у Крыма нет шансов на горнолыжный курорт

Отсутствие снега, небольшая высота гор и дефицит воды делают проект нерентабельным
Для горнолыжного курорта Крыму не хватает самой малости - снегаДля горнолыжного курорта Крыму не хватает самой малости - снегаФото: Анна КИРИЕНКО
Изменить размер текста:

Будущее Крыма как круглогодичного курорта связывают с созданием горнолыжного туристического кластера. К лету привлеченные министерством курортов эксперты должны доложить, подходят ли для этого склоны Ай-Петри и массив Чатыр-Даг. А пока «Комсомолка» узнала мнение специалистов.

КУРОРТ + КУРОРТ

Превратить Ай-Петринскую яйлу в «крымские Альпы» власти Ялты мечтают уже полтора десятка лет. Регулярно на плато проходили праздники и народные гуляния, а неназванные инвесторы были готовы вложить средства в развитие горнолыжного курорта еще в 2007 году. Только кризис помешал им это сделать. К планам вернулись в 2010-м, когда один из украинских депутатов решил построить канатную дорогу на Ай-Петри от своего комплекса Respect Hall в Кореизе, чтобы в зимнее время занять гостей катанием на сноумобилях и лыжах.

Так выглядело куортное освоение Ай-Петри при украинской юрисдикции Фото: Анна КИРИЕНКО

Так выглядело куортное освоение Ай-Петри при украинской юрисдикцииФото: Анна КИРИЕНКО

В 2012 году в минкурортов Крыма захотели придать плато Ай-Петри статус курорта местного значения. Но год спустя республиканское правительство вышло с ходатайством о присвоении поселку Охотничье на Ай-Петри статуса горного населенного пункта.

Это давало прямой путь к бюджетному финансированию туристической инфраструктуры Охотничьего. Благо, накануне его территорию увеличили с 38 до 224 гектаров с большим участком для баз отдыха и гостиниц. В чьих интересах действовали власти Крыма, догадаться не трудно, но изменившаяся политическая ситуация сорвала вновь планы по туристическому освоению Ай-Петри.

БЫЛ КЛАСТЕР ДА ВЫШЕЛ

Уже при российской юрисдикции власти Крыма вносили горнолыжный кластер в планы туристического развития региона. Его под названием «Горы здоровья и море впечатлений» включили в ФЦП Крыма и Севастополя. Общее финансирование - 270 миллионов рублей.

Однако кластер выпал из программы, как только стало понятно, что круглогодичный туристический комплекс с сетью канатных дорог на склонах горы Кемаль-Егерек севернее Ялты не получится - эта территория входит в Крымский природный заповедник. Пытались было оставить в кластере реконструкцию 5,5 км дороги на Ай-Петри со стороны Бахчисарая, но минэкономразвития РФ посчитало такие траты нецелесообразными.

Тем не менее, в прошлом году минкурортов выставило на тендер научно-исследовательскую работу «Оценка возможности создания горнолыжного туристско-рекреационного кластера в районе гор Ай-Петри и Чатыр-Даг, Республика Крым». Стоимость работ - 2 миллиона рублей. За эти деньги подрядчик должен либо с научным обоснованием предложить вариант размещения горнолыжных трасс и сопутствующей инфраструктуры, либо доказать нецелесообразность проекта.

Договор на проведение исследования подписали с фирмой из Санкт-Петербурга «Эндикон-Эксперт», которая по данным ЕГРЮЛ, занимается сертификацией уже существующих горнолыжных трасс и никак не связана с научной деятельностью.

Канатная дорога на Ай-Петри зимой зарабатывает на снеге. Фото:пресс-служба администрации Ялты

Канатная дорога на Ай-Петри зимой зарабатывает на снеге. Фото:пресс-служба администрации Ялты

Результаты ее работы станут известны к лету 2020 года.

- Мы ждем, когда министерство отчитается о выполнении поручения по проработке возможности создания горнолыжного кластера. Когда они будут докладывать на комитете, мы поинтересуемся, что за компания и на основании чего они делали свои выводы, - заверил КП-Крым глава профильного комитета Госсовета РК Алексей Черняк. - На мой взгляд, перспективы есть. Сегодня люди катаются на Ай-Петри. Это естественный природный ландшафт, к которому можно добавить современные технологии, и будет лучше и эффективнее. Горнолыжный кластер подразумевает не только зимний период, но и весенне-осенний, когда можно использовать квадроциклы, горные велосипеды, прогулки на лошадях. Горная территория походит для создания туристических баз, проведения спортивных и экологических мероприятий.

КУСТАРНЫМ МЕТОДОМ

Еще с советских времен на Ай-Петри действуют несколько горнолыжных трасс с подъемниками кустарного производства. Прежде ими заведовал горнолыжный клуб «Ай-Петри», который зарабатывал на подъемниках и прокате лыж или сноубордов. Но официально у бугельных подъемников хозяина не было, чтобы не получать разрешение на их работу и избежать ответственности за безопасность конструкций. Свой подъемник был и на северном склоне Чатыр-Дага, но проработал он не долго.

- Первый в Крыму лыжный подъемник был изготовлен на танковом заводе и действительно стоял на Чатыр-Даге, - рассказывает директор симферопольского центра спелеотуризма «Оникс-тур» Александр Козлов. - Несколько лет он использовался на склоне протяженностью в 200 метров. Но у нас «зона рискованного земледелия» для горнолыжного спорта - снега нет.

Подъемник со временем разобрали, а своим опытом директор спелеоцентра делится с каждым инвестором, завороженным панорамой Крымских гор. Но как бы красиво ни смотрелись проекты в компьютерной модели, реальность вносит свои коррективы.

- Меня привлекали в качестве эксперта к проекту строительства горнолыжного курорта. Мое мнение отрицательное, и как инженера по электро- и водоснабжению, и как осведомленного в горнолыжном движении в Крыму, - подчеркивает Козлов. - Строить горнолыжные трассы - это сокровища нибелунгов. Первый вопрос - инженерные сети, которых нет, второй - вода для снежных пушек, которой тоже нет. А есть особо-охраняемые природные территории и административные пересечения двух районов - Симферопольского и Алушты. Подобные проекты красиво смотрятся, но не привязаны к реальности.

В проектном варианте горнолыжный Чатыр-Даг выглядит убедительно. Фото: kurort-tavrida.ru

В проектном варианте горнолыжный Чатыр-Даг выглядит убедительно. Фото: kurort-tavrida.ru

Для катания более-менее подходят склоны на Ангарском перевале. Здесь в советские времена находилось несколько туристических баз и подъемник. Как только выпадает снег, по старой памяти сюда съезжаются жители Симферополя и Добровской долины, чтобы поймать хоть немного радости от зимних забав.

Прежде организацией и оборудованием трасс занимались предприниматели, сдающие в прокат оборудование для спуска. Конечно, делали это своими силами и средствами. Но хотя бы расчищали спуски от камней и веток, ставили разметку и ограничители. Территория отлично подходит для семейного бизнеса, но никак не для горнолыжного курорта.

- Для массового катания Ангарский перевал подходит, но всех пальцев рук хватит, чтобы посчитать здесь количество снежных дней в году, - говорит начальник симферопольского отряда службы «Крым-Спас» Максим Козлов.

Поселок Охотничий - место катания крымчан и гостей полуострова. Фото:пресс-служба администрации Ялты

Поселок Охотничий - место катания крымчан и гостей полуострова. Фото:пресс-служба администрации Ялты

СНЕГА НЕТ, НО ВЫ КАТАЙТЕСЬ

К горнолыжным перспективам Чатыр-Дага спасатели относятся скептически. Снежный покров на отдельных участках Верхнего плато держится 2-2,5 месяца. Но это не тот снег, на который поедет турист: пятачки по сто метров на склонах, где могут кататься только фанаты.

- Нормальные оборудованные трассы возможно организовать только на Ай-Петри, где в хороший год 2-3 месяца лежит снег, - уверен Максим Козлов. - Самая большая проблема - это автодорога, которую закрывают на время непогоды. Получается, что у горнолыжного курорта в Крыму две беды - есть снег и нет снега. Если он есть, то закрыт проезд на Ай-Петри, если снега нет, то и незачем туда ехать.

Поэтому в последние годы крымские любители горных лыж предпочитают кататься за пределами полуострова. Перспектива простоять несколько часов в пробке на подъеме к Ай-Петри и столько же на спуске не радует.

Есть снег - нельзя проехать. Нет снега - смысл ехать? Фото:пресс-служба администрации Ялты

Есть снег - нельзя проехать. Нет снега - смысл ехать? Фото:пресс-служба администрации Ялты

К тому же, есть риск столкнуться с откровенно хамским поведением сограждан, которые не знакомы с культурой поведения на лыжных трассах. Многие отдыхают, употребляя алкоголь, что приводит к травмам.

- У нас полный треш, - признает начальник ялтинского аварийно-спасательного отряда «Крым-Спас» Юрий Павлов. - Безумие на сноутюбинге, рваные раны, травмы позвоночника, и все очень серьезно.

Снега на плато Ай-Петри мало, но люди едут, и дорога забита машинами. Маршрут в зимнее время пригоден только для полноприводных авто, но туристов на микроавтобусах собирают в Ялте и поселках, караулят на нижней станции канатной дороги «Мисхор - Ай-Петри» и везут наверх. В районе поселка Охотничий, где основные склоны для катания, инвентарь на прокат выдают из багажников внедорожников. Закрыл дверцу - и для проверяющих ты невидимый. Понятно, что о технике безопасности и речи быть не может, как и о мало-мальском инструктаже.

На советы спасателей туристы реагируют слабо. Даже вступают в перепалку, что им мешают отдыхать. Но как только сталкиваются с деревом или вылетают из «плюшки» на камни, меняют свою точку зрения. Уже больше двух десятков человек с начала года на Ай-Петри получили травмы.

Никакой техники безопасности - каждый катается как вздумается. Фото:пресс-служба администрации Ялты

Никакой техники безопасности - каждый катается как вздумается. Фото:пресс-служба администрации Ялты

- Я на Ай-Петри зимой и летом уже более 30 лет. И на протяжении всего этого времени наблюдаю цикличность снежных зим, - указывает Павлов. - На северных склонах Ай-Петринской гряды фирма взяла в аренду территорию, поставила два стационарных подъемника на 600 метров, навесы. Все это может работать, но не в масштабах горнолыжного курорта, а небольшой зоны отдыха. Есть склон протяженностью около километра, где можно поставить подъемник, который зимой будет работать для лыжников, а летом - для велосипедистов. Потому что, как правило, летом горнолыжное склоны используют любители даунхилла, а наверху делаются смотровые площадки.

Единственной площадкой с потенциалом для развития горно-лыжного туризма в Крыму Павлов считает северный склон горы Роман-Кош, где находится президентская резиденция «Дубрава». Оборудованные подъездные пути, электросети и вода - всем этим площадка обеспечена. Устойчивый снежный покров уже с декабря и спуски по 2 км длинной делают территорию наилучшим местом для горнолыжного курорта. Но она находится в управлении администрации президента РФ, и какое будущее ей уготовано пока не ясно.

МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА

Сергей Киселев, доцент кафедры экономической и социальной географии КФУ

- Горнолыжный курорт в полном смысле этого слова невозможен по ряду причин. Главная - отсутствие устойчивого снежного покрова. И хотя в отдельные годы в горах Крыма снег удерживается до ста дней и больше, в 60% всех зим устойчивый снежный покров не образуется вовсе.

Следующая причина - экологические и территориальные ограничения. По особенностям рельефа относительно полноценные трассы можно обустроить на Ай-Петри и на Чатыр-Даге, но это можно сделать лишь при условии полного игнорирования их заповедного статуса и их роли как важнейших водосборов в Горном Крыму, как место обитания реликтовых и краснокнижных растений, источника биоразнообразия полуострова. Думаю, что этих аргументов достаточно. Особенно учитывая, что в непосредственной близости от Крымского полуострова находятся первоклассные российские горнолыжные курорты со всей инфраструктурой.

Существует мнение, что проблемы с устойчивым снежным покровом можно «решить» за счет использования снежных пушек. Но для их работы в указанных районах нет источников воды. Да и использовать дефицитную в Крыму воду для удовлетворения прихоти небольшого числа любителей горных лыж - сомнительное занятие. Кроме того, сами по себе Крымские горы невысокие, что не позволяет обустроить достаточно протяженные лыжные трассы с приемлемым перепадом высот. Ну, нет в Крыму условий для развития полноценного горнолыжного курорта, поэтому надо развивать те отрасли туризма и отдыха, ресурсами для которых Крым обеспечен в полной мере.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Ученым заплатят 2 миллиона за ответ на вопрос по поводу горнолыжного курорта в Крыму

Эксперты проанализируют перспективы такого туризма на Ай-Петри и Чатыр-Даге (подробнее)

Крымские власти хотят открыть на полуострове горнолыжный курорт

Специалисты начнут изучать северный склон горы Ай-Петри (подробнее)

«А мы тут плюшками балуемся»: Почему в зимнем Крыму тюбинг стал самым опасным развлечением

На полуострове нет оборудованных трасс для спуска на надувных санках (подробнее)

ИСТОЧНИК KP.RU

Понравился материал?

Подпишитесь на еженедельную рассылку, чтобы не пропустить интересные материалы:

Нажимая кнопку «подписаться», вы даете свое согласие на обработку, хранение и распространение персональных данных

 
Читайте также